Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 640 
Next page End  

людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср.
Антропоморфизм).
Истоки И. п. прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка.
К И. п. относят школу В.
Вундта, структурную психологию Э. Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано,
концепцию
Вюрцбургской школы,
частично гештальт-психологию (особенно в ранний период ее развития, когда
гештальт-психологи проводили исследования восприятия методом феноменологического
самонаблюдения).
В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были К. Д. Кавелин, Л. М.
Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.
Представители И. п., критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом
сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (Вундт). И. п. была
подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX — нач. XX в. Напр., в школе Л. С.
Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею «явления» и
«сущности» в сознании (т. е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности»
законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы
открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление И. п. в
настоящее время не существует. (Е. Е. Соколова.)
ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto смотрю внутрь) особый способ познания человеком
своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и
законов. Идеи И. как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта
(который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка
(выдвинувшего концепцию 2 типов опыта: внутреннего, или рефлексии,
который дает нам знания о
деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем).
В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, И. пытаются соединить с
экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает ряд вариантов метода И.
1. Аналитическая И. в школе ученика Вундта Э. Титченера,
процедура которой требовала
полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула».
2. Метод «систематической И.» в Вюрцбургской школе,
направленный на прослеживание
основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.
3. Метод феноменологического самонаблюдения в гештальт-психологии,
который требует от
«наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и
целостности. Последний метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано,
который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и
призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов
сознания. Варианты метода феноменологического самонаблюдения использовались в описательной
психологии В. Дильтея, гуманистической психологии и др.
Метод И. и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных
психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания
сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на
основании игнорирования бессознательного,
недоступного И.; И. М. Сеченов,
предложив свою
концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего
зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения.
В сов. психологии принято было
проводить различие между методом И. и методом самонаблюдения,
хотя часто слова «И.» и
«самонаблюдение» используются как синонимы. (Е. Е. Соколова.)
ИНТУИЦИЯ (англ. intuition от лат. intueri пристально, внимательно смотреть)
мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не
связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна
быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения,
а также
недостаточная осознанность его логических оснований (ср. Инсайт).
И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически
входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и
предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой
деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности.
При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество
интеллекта, называемое «хорошей И.».
Термином «И.» могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план
выступают отдельные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и
Hosted by uCoz