Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 640 
Next page End  

внутриутробного развития или родовой травмой. См. Дети с отклонениями в психическом развитии. (В.
В. Лебединский.)
ИНФЕРНАЛЬНЫЙ (от лат. inferna преисподняя) адский, жуткий.
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (англ. information model)
— система упорядоченных по
определенным правилам сигналов и знаков,
генерируемых средствами отображения информации и
несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления
(см. Индикатор, Пульт управления).
На основе восприятия И. м. у оператора формируется образ
(оперативная концептуальная модель)
реальной обстановки. Концепцию И. м. выдвинули В. П.
Зинченко и Д. Ю. Панов (1962), термин «И. м.» введен ими в 1964 г.
По содержанию И. м. должна адекватно и с необходимой полнотой отображать состояние
объектов управления (контроля) и окружающей среды; по количеству информации — обеспечивать
оптимальный баланс информации, циркулирующей в системе управления (исключать дефицит или
избыток информации); наконец, по форме и композиции — соответствовать задачам и возможностям
оператора. И. м., построенные с учетом этих требований, позволяют человеку оперативно
перерабатывать информацию, принимать решения, осуществлять управляющие воздействия и, в
конечном счете, обеспечивать оперативное и точное выполнение системой предписанных ей функций.
Классы, виды и разновидности И. м. весьма разнообразны; в соответствии с этим процесс приема
и переработки информации имеет в каждом случае свои специфические черты, которые нужно
учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную
И. м.
И. м. различаются: по виду используемых элементов (способу кодирования информации),
способу их организации, отношению к объекту отображения. Основными классами И. м. являются:
наглядные (картинные) модели-изображения (фотография, кино, телеизображение), абстрактные
знаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр), графические модели (график,
диаграмма, чертеж, блок-схема) и комбинированные модели (мнемосхема,
карта). См. Инженерная
психология, Информационный поиск, Кодирование оптимальное, Переработка информации
оператором, Прием информации. (В. П. Зинченко.)
ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА совокупность информационного языка,
правил перевода на этот язык и общих правил логической переработки информации. Иногда в элементы
И.-л. с. включаются также технические средства ее практической реализации (информационно-
логические устройства). Теория И.-л. с. не рассматривает технические средства реализации как элемент
этих систем, в практической же информационной работе речь идет о реальных системах. И.-л. с.
предназначена для логического преобразования информации и/или для получения логического вывода с
целью извлечения новой информации, в явном виде не содержащейся в исходной.
Реализация И.-л. с. зависит, в частности, от разработки полностью формализованных
информационных языков и прикладных логик отдельных наук, уровень развития которых, как известно,
неодинаков. Так, если в математической логике с помощью И.-л. с. уже проведено доказательство
новых теорем, то во многих др. науках это — дело будущего. Поэтому в настоящее время рано говорить
о построении универсальной И.-л. с, однако потребности развития науки и техники обусловили
широкую разработку частного вида И.-л. с. —
информационно-поисковых систем. Они являются
логическими системами нахождения и выдачи информации (в документальном или ином виде), ранее
введенной в систему.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С МАШИНОЙ В СИСТЕМЕ
КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ —
см. Взаимодействие человеккомпьютер, Инженерная
психология.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА —
пространство рабочего места человека-оператора с размещенными на нем средствами изображения
информации и др. источниками сведений, используемых им в процессе деятельности. См. Индикатор,
Инженерная психология, Информационная модель, Пульт управления.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (англ. information needs).
В системе ценностей
человека И. п. занимают одно из приоритетных мест; возможно, они входят в число базисных
мотиваций. В то же время легкость «перетекания» И. п. от сложных, имеющих общественную пользу, к
нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную
опасность для развития молодежной и подростковой психики.
Стремление к восприятию нового, любопытство и любознательность представляют собой
сильные мотивации, проявляющиеся у высокоразвитых видов животных. Для объяснения этих явлений
Hosted by uCoz