Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 640 
Next page End  

выдвигается биохимическая гипотеза, которая придает большое значение тому факту, что одним из
компонентов ориентировочной реакции на новизну является активация в мозге эндогенных морфинов
(эндорфинов). Действие эндорфинов, по данным ряда исследователей, связано не только с
блокированием боли за счет их связи с опиатными рецепторами нейронов мозговой ткани, но и с
проявлением спектра положительных эмоций от удовольствия до эйфории.
Понятие «эндогенные опиаты» возникло не так давно. Впервые 2 пептида с морфиноподобным
действием были выделены в 1975 г. из мозга свиньи и получили название «энкефалины», что в
буквальном переводе означает «находящиеся в голове». Несколько позднее из гипофиза и др. отделов
мозга были выделены более длинные пептиды, названные эндорфинами, что имеет смысл «собственный
опий организма». Их функции заключаются в регулировании восприятия различных аспектов боли и
настроения.
Можно полагать, что эндорфины, как и др. внутренние нейропептиды, оказываются
включенными в замкнутый контур «самоподкрепляющейся» ориентировочной реакции у животных:
нахождение нового раздражителя — выделение эндорфинов — положительные эмоции — мотивации к
поиску новых раздражителей. Эндорфины связываются с теми же рецепторами нервных клеток, что
морфин и родственные с ним наркотики, но в отличие от последних эндорфины не накапливаются,
быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания (см. Наркозависимость).
Вполне вероятно, что у человека на основе описанного выше базисного механизма
ориентировочной реакции может сформироваться др., намного более сложный механизм,
определяющий потребности в получении знаний (в т. ч. потребности в учении). Такой механизм м. б.
назван «неодолимой знаниевой зависимостью»; соответствующий ему замкнутый контур «обучения с
самоподкреплением» можно представить так: понимание нового — выделение эндорфинов —
положительные эмоции — мотивации к исследовательской деятельности, в т. ч. к обучению. При этом
1-й элемент этой цепи — «понимание нового», конечно, надо понимать не столько как получение новой
информации, но как установление причинно-следственных связей, улавливание скрытых
закономерностей, решение долго остававшегося интригующим и загадочным вопроса. Т. о., мы
приходим к связи между обучением, исследованием и творчеством или, др. словами, к объяснению
принципиально творческого характера дидактически правильно построенного педагогического
процесса.
Биохимическая гипотеза может служить основой для объяснения значительных индивидуальных
различий в выраженности ориентировочной деятельности у животных и познавательной
(исследовательской) деятельности у людей. Т. о., находит свое обоснование и хорошо известный тезис о
различной исходной склонности уч-ся к процессу обучения, о наличии индивидуальных трудностей,
часто коррелирующих с типом характера и темперамента.
Поэтому ориентация педагогического
процесса на возбуждение у уч-ся интереса к новому, неизвестному имеет обоснованное
естественнонаучное подтверждение.
Кроме того, методы обучения, связанные с активной стимуляцией исследовательской,
творческой деятельности, имеют особый интерес, т. к. м. б. использованы в качестве способа борьбы с
депрессиями, тревожностью и даже агрессивностью («креативная психотерапия»). Как известно,
состояния депрессии и тревожности связаны с пассивно- и активно-оборонительным агрессивным
поведением и находятся во взаимно подавляющих отношениях с механизмами исследовательского
поведения, направленного на получение новой информации. (В. М. Кроль.)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. information-processing approach)
один из основных методов когнитивной психологии,
в котором человек рассматривается как сложная
система обработки информации. Процесс обработки состоит из ряда последовательных или
параллельных во времени этапов, на каждом из которых выполняются специфические операции по
преобразованию информации (кодирование,
выделение отдельных признаков, фильтрация,
распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия и т. п.).
Основные характеристики этапов: пропускная способность (скорость переработки), информационная
емкость, тип кодирования, длительность цикла преобразования. Конечная цель И. п. — построение
частной или обобщенной модели исследуемого психического процесса. Такая модель является
эвристическим средством собственно психологического анализа и состоит из гипотетических
функциональных блоков,
соединенных последовательно или параллельно и выполняющих конкретные
функции преобразования информации. См. Метод микроструктурного анализа. (А. И. Назаров.)
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК (англ. information search) активное выделение оператором
элементов информационной модели, необходимых для решения задач управления или контроля.
Hosted by uCoz