Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 640 
Next page End  

Проприоцептивная и, еще шире, кинестетическая чувствительность легко вступает в связи с др.
видами чувствительности — кожной, слуховой и зрительной. Эти связи образуются на разных уровнях
мозга:
на уровне ретикулярной системы ствола мозга, на уровне коры, в моторной зоне которой
обнаружены полисенсорные нейроны, осуществляющие интеграцию различных видов
чувствительности. Структура межсенсорных связей очень запутана и во многом еще не изучена. С
одной стороны, они обеспечивают точную информацию о разнообразных движениях субъекта; с др.
стороны — сами движения являются основой для точного восприятия в др. модальностях — осязание,
зрение и др. См. Индуцированное движение. (Б. М.)
КИНЕСТЕЗИЯ (от от греч. kinesis
движение + aisthesis — ощущение) — чувство
(восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей. Это чувство
основывается на разнообразной информации, в получении которой задействованы совершенно разные
рецепторы и сенсорные системы.
Существуют 3 главных источника кинестетического чувства:
проприоцептивная, зрительная и вестибулярная информация. В более узком значении К.
отождествляется с проприоцепцией. См. Кинестезические ощущения. (Б. М.)
КИПУ (на языке кечуа слово quipu узел) примитивное узелковое письмо и/или
мнемоническое средство у инков (XV-XVI вв.), представлявшее собой веревку или палку, к которой
привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными на них узлами (в узлах могли крепиться предметы);
информация передавалась посредством расположения, формы, цвета и количества узлов. Древние К.
обнаруживаются в погребениях, что говорит об их ритуальном значении, но существует мнение о том,
что они широко использовались в административно-хозяйственной деятельности. (Б. М.)
КЛАКА (фр. claque) группа людей, нанятых для создания успеха (шумными аплодисментами,
овациями) или провала (свистом, криком) артиста (артистов).
КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ различные формы (способы) логической группировки
ощущений («чувств», видов чувствительности).
К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов,
органов чувств и сенсорных систем; часто классификация, скажем, рецепторов, берется за основу К. о.,
а К. о. м. б. использована для классификации органов чувств. Рассмотрим наиболее часто используемые
в психологии К. о.
1. Классическая К. о. (строго говоря, просто перечень), идущая от Аристотеля,
группирует
ощущения по 5 видам внешних чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).
О «6-м чувстве» см.
Психология слепых.
В 1826 г. Э. Вебер (см. Закон Вебера) предложил разделить осязание на чувство прикосновения,
чувство веса и температурное чувство. Болевые ощущения и др., более диффузные («темные», по
выражению И. Сеченова)
переживания, вроде чувства движения (см. Кинестезические ощущения),
чувства равновесия и ощущений внутренних органов (см. Ощущения органические),
объединялись им
под названием das Gemeingefuhl, или общих ощущений.
2. Г. фон Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности;
фактически, эта
классификация — продолжение классической К. о., поскольку модальности выделяются по
соответствующим органам чувств (ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной
модальности; ощущения, связанные с ухом, — к слуховой модальности; и т. д.). В современном
варианте этой К. о. используется дополнительное понятие субмодальности; напр., внутри такой
модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые
ощущения. Аналогично внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и
хроматических ощущений (с дальнейшим разделением на качества).
3. В. Вундт считается родоначальником К. о. (а также рецепторов, органов чувств, сенсорных
систем) на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов: с этой т.
зр. ощущения можно делить на световые, механические (в т. ч. звуковые, тактильные, вестибулярные),
химические, электрические, термические. Еще Ч. Шеррингтон заметил, что подобное деление
справедливо лишь для тех рецепторов, которые обладают узкой избирательностью (специализацией),
или, др. словами, имеют определенные адекватные стимулы. Для некоторых рецептивных систем более
приемлема физиологическая классификация.
4. Физиологическая классификация рецепторов (и соответствующих ощущений), разработанная
англ. физиологом Чарлзом Шеррингтоном (Sherrington, 1861-1952; лауреат Нобелевской премии 1932
г.), имеет иерархическое строение (рис. 4) и опирается на 2 основания: критерий объективной
(соматической) локализации рецепторов и критерий субъективной локализации ощущений (дистантная,
т. е. внешняя, экстрасоматическая, и контактная, т. е. соматическая локализация).
Hosted by uCoz