Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 640 
Next page End  

развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что
требует специального обучения.
К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением
специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры,
преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих
световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)
КОМПИЛЯЦИЯ (англ. compilation; от лат. compilare грабить, похищать).
1. Проверка и перевод программы с языка программирования на машинный язык. Программа,
осуществляющая К., называется компилятором.
2. Литературная (в т. ч. научная) работа, составленная посредством выписок и переработки др.
сочинений, без приложения самостоятельного творчества, своих оригинальных мыслей.
Компилятивный составленный посредством К.
3. Процесс перехода содержания декларативной памяти в процедурную, т. е. процесс
формирования навыка
(операции),
иногда тоже называют К. См. Память процедурная.
(И. Б.
Мещеряков.)
КОМПЛЕКС (от лат. complexio связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод).
1. В самом широком смысле К. — это совокупность разнообразных и в то же время чем-то
(напр., функционально, генетически) сходных «предметов», составляющих одно целое (спортивный К.,
К. упражнений, культурный К., симптомо-К., К. оживления и т. д.).
2. Один из видов допонятийных обобщений, представленных в мышлении комплексном.
3. Понятие К. широко используется в глубинной психологии.
В аналитической психологии,
разработанной К. Юнгом психологической концепции, К. — вытесненные в подсознание («личное
бессознательное») аффективно окрашенные (эмоционально заряженные) воспоминания и мысли;
др.
словами, К. — стабильное соединение, сочетание аффекта (чувства)
и представления. З. Фрейд
воспользовался юнгианским понятием К. и ввел в свою теорию 2 К. — эдипов К. и К. кастрации. Кроме
того, в индивидуальной психологии (А. Адлера)
разработаны понятия о К. неполноценности и
превосходства. В фолк-психологии под «К.» нередко понимается исключительно «К. неполноценности».
(Б. М.)
КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ПРЕВОСХОДСТВА (англ. inferiority and
superiority complexes; inferiority and superiority feelings). Комплекс неполноценности (К.. н.) обозначает
не столько локальный феномен душевной жизни, сколько концепцию психического развития и
энергетики. Концепция К. н. принадлежит А. Адлеру,
первому отказавшемуся от пансексуализма
классического психоанализа.
Заменить Фрейдово либидо как энергетический двигатель психической
активности и поведения призван был К. н. Согласно Адлеру, каждый человек в раннем детстве
переживает чувство собственной недостаточности, как бы неполноценности. В отсутствие
дополнительно провоцирующих это переживание факторов (болезнь, небрежность родителей, реальные
или мнимые неудачи, уродства и т. п.) обоснованием для него служит просто сама по себе слабость
ребенка, ограниченность его сил, подверженность страхам, зависимость от кажущихся ему сильными,
знающими, ничего не боящимися, «могущественными» взрослых. Будучи дистоническим, неприятным,
чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется
деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных или мнимых. Так как К. н.
продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все
большей компенсации — сверхкомпенсации (в отечественной литературе чаще употребляется термин:
гиперкомпенсация), порождающей т. н. комплекс превосходства (К. п.) над другими — оборотную
сторону К. н. Нужно заметить, что сверхкомпенсация всегда сопутствует К. н., что касается К. п., то он
может присутствовать и без К. н., так же как и К. н. может не порождать К. п.
Вытесненное детское чувство слабости и недостаточности оказывается постоянно действующим,
принципиально ненасыщаемым источником активности индивида. Концепция Адлера предусматривает,
что наилучшим вариантом сверхкомпенсации является власть. К. н. часто рассматривают как источник
«воли к власти», а не психического развития в целом.
В категориальной системе психоанализа комплекс — это соединение, сочетание аффекта и
представления, в связи с чем слово «комплекс» оказалось более уместным в обозначении и изложении
концепции К. н., чем термины чисто эмоционального плана («чувство», «переживание», «аффект»).
Выражение «К. н.» используется не только в психологии, но и в обыденной речи, причем в
значениях, довольно далеких от адлеровского. В частности, как в научном, так и особенно в житейском
языке речь часто идет не об общей закономерности в развитии и функционировании психики, а о
Hosted by uCoz