Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 640 
Next page End  

состояние 1-й вызывает определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот. См. также
Константность восприятия. (Т. П. Зинченко.)
КОНГРУЭНТНОСТЬ (от англ. congruence)
подлинность, открытость, честность; одно из 3
«необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с
эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного
подхода в психотерапии. Термин «К.» введен в психологию К. Роджерсом для описания: а)
соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека; б) динамического состояния
психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки,
переживания и т. п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в
ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком
своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.
К. — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и
актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и
выражением в поведении способами, не травмирующими др. людей (иначе говоря, при соблюдении
человеком условия «как если бы» это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). К. — это
такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого
себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы
предъявлять фасад, прятать себя, напр., за маской или ролью «эксперта». К. наблюдается в тех случаях,
когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно
выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом
деле. К. можно рассматривать и как характеристику общения, а также как особый режим эффективной
работы любого фасилитатора (психотерапевта, консультанта, учителя, родителя). (А. Б. Орлов.)
КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕН БОННО ДЕ (Condillac, 1715-1780) фр. философ-просветитель. К.
сыграл определенную роль в становлении эмпирической психологии сознания, теоретически обосновав
положение о том, что не только содержания сознания (как утверждал Дж. Локк)
приобретаются
человеком в индивидуальном опыте, но и сами психические функции (память, мышление, воображение
и т. п.) формируются в процессе жизни человека из одной только «способности ощущения»
(сенсуализм). (Е. Е. Соколова.)
КОНЕЧНЫЙ ПОРЫВ см. Работоспособность человека.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ (англ. concretization) процесс восстановления в мышлении объективной
целостности, существующей через связи единичных вещей (см. Мышление).
КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ (англ. concrete operations)
— понятие операциональной
концепции интеллекта Ж. Пиаже
система интеллектуальных операций, выполняемых с опорой на
внешние, наглядные данные; характеризуют подпериод интеллектуального развития, длящийся от 7-8
до 11-12 лет.
Различные типы мыслительной деятельности, возникшие в предшествующий период, достигают
на уровне К. о. состояния «подвижного» равновесия — они становятся обратимыми, т. е. оказывается
возможным одновременное, осуществляемое в мысли возвращение к начальному положению или к
исходной точке (путем осуществления обратных операций, восстанавливающих начальную ситуацию).
Т. о., логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, упорядочения и
установления соответствий, обретших форму обратимых систем. На этой стадии понятийная
организация ребенком окружающей среды стабилизируется и закрепляется с помощью создания ряда
познавательных структур, называемых группировками.
Группировка — центральное понятие этого
периода. На уровне К. о. в 7-10 лет ребенку становятся доступными простые операции (классификация,
сериация, взаимно-однозначное соответствие), позже, в 9-12 лет, — системы операций (освоение
системы координат, проективные понятия).
С помощью К. о. ребенок координирует антиципации независимо от результата
непосредственного действия. Этим способом он постигает связи, которые выходят за пределы
эмпирической констатации. Ребенок начинает «расширять» свою мысль, охватывая ею не только
действительное, но и возможное. Однако продвижение в сферу возможного весьма ограничено и
состоит, г. о., в распространении наличных структур на новые содержания. Отправным пунктом для
рассуждения всегда служат конкретные объекты и явления, существующие в настоящий момент и
находящиеся в поле восприятия. Экстраполяция операций на нечто, в данный момент не существующее,
возможна, но является лишь частным случаем общей конкретной деятельности. Появляющиеся на
уровне К. о. системы логических операций очень важны, в частности, для построения понятий числа,
времени, движения, а также для построения различных геометрических отношений.
Hosted by uCoz