Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 640 
Next page End  

2. В психологии нередко употребляются выражения «социальный К.», «культурный К.»,
«духовный К.» для обозначения окружающей человека социальной среды, ситуации. Подразумевается,
что понимание поведения и самой личности невозможно вне учета актуального и прошлого К. См.
также Деконтекстуализация, Экологическая психология. (Б. М.)
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. content analysis; от content содержание) формализованный
метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой
информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой
строгостью, систематичностью. Объектом К.-а. м. б. содержание различных печатных изданий, радио- и
телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов
анкет. Основные процедуры К.-а. были разработаны амер. социологами Х. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
К ним относятся:
1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия,
выраженные в
отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях,
радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к
потенциальному адресату.
Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и
гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В
1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м
— исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета,
которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми
единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или
ТВ; д) метраж пленки при аудио-
и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным
содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по
выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных
программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем
объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др.
науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов
психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в
методе фокус-групп.
Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций,
в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части
документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве
однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)
КОНТРАСТ ВКУСОВОЙ — см. Вкус.
КОНТРАСТ ЯРКОСТНЫЙ (фотометрический) (англ. brightness contrast)
соотношение
яркостей зрительных стимулов, соседствующих в пространстве и/или времени.
Если объект (символ) темнее фона (как эта страница), К. я. называется прямым;
если объект
ярче фона, К. я. называется обратным. Это правило обозначения действует в европейских странах (и в
России), в США принято против. правило.
Простейшее выражение для количественной оценки К. я. — это контрастное отношение: C
=
L
max
/ L
min
, где L
max
и L
min
соответственно, наибольшая и наименьшая яркости в наблюдаемой области.
Более распространенным в психофизических исследованиях зрения показателем К. я. является т.
н. модуляционный контраст:
C
m
=
min
max
min
max
L
L
L
L
.
В инженерной психологии К. я. нередко определяют по след. формуле:
K =
%
100
max
min
max
L
L
L
.
Минимальная величина K (пороговый К. я.) для одновременно воспринимаемых объектов
составляет 1-2% при условии высоких уровней яркости адаптации (напр., 400 нит). Величина
порогового К. я. для объектов, воспринимаемых последовательно, больше (не менее 4%). Для
практических целей величина К. я. должна быть значительно больше. Рекомендуемая величина
контраста от 65 до 85%. См. Ауберта феномен. (Б. М.)
КОНТРСУГГЕСТИЯ (англ. contrasuggestibility)
способность противостоять прямому
Hosted by uCoz