Navigation bar
  Print document Start Previous page
 224 of 640 
Next page End  

(изменения положения площади опоры при эволюциях корабля, давлении площади опоры при
перегрузках, трансформации и «отсутствии» площади опоры при невесомости) и пространственных
(высоты, ограниченности и
замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема,
неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов; 6) влияние новизны
как стрессора.
В целях профессионального отбора К. п. использует методики, основанные на принципе
воспроизведения (проба на помехоустойчивость,
исследование оперативной памяти, внушаемости и
пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и
соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.
При наземных длительных испытаниях особое значение имеет полиэффекторный метод
регистрации электрофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КГР, дыхания и пр.).
Исходные данные сравниваются с данными телеметрии, получаемыми во время космического полета
(особенности процессов восприятия пространства и восприятия времени,
функций зрения
глубинного, цветового и пр., почерка и речи). Большую роль в изучении проблем К. п. играют данные
самонаблюдения космонавтов, а также результаты проводимых ими в полете исследований.
Выделяют 2 основные группы проблем К. п.: 1) пространственной напряженности и 2)
экологической психологии.
1-я группа изучает формирование психической «схемы тела» и схем типа
«человек — корабль», «человек — корабль — окружающее пространство», а также развитие у
кандидатов в космонавты пространственной смелости (в адаптационном, биомеханическом и
психологическом планах) в условиях свободного перемещения в неограниченном пространстве при
отсутствии площади опоры, в трудных (новых) условиях перемещения (напр., на Луне) и при
длительном пребывании в замкнутых пространствах ограниченного объема (см. Изоляция, Сенсорная
изоляция).
2-я группа проблем изучает особенности совместной жизни и деятельности нескольких
людей (экипаж) в пространствах малого объема и автономных условиях (напр., на орбитальной
станции). Основные вопросы К. п. в данном аспекте — формирование экипажа, обучение
взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности, пространственное размещение членов экипажа и пр.
Групповая деятельность изучается объективными методами, позволяющими моделировать совместную
деятельность нескольких лиц (малая группа) в ситуациях соревновательного и конфликтного типа
(гомеостатическая методика, методика парных проб и др.).
К. п. исследует особенности сна космонавта при проведении длительных наземных
экспериментов, в предстартовом состоянии и в полете, в частности, при различных режимах сна и
бодрствования, а также при применении седативных и снотворных средств, транквилизаторов,
адаптогенов и стимуляторов (см. Сон, Психотропные средства).
Инженерно-психологические проблемы К. п. связаны с общим прогрессом космических
исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом,
осуществляемое с Земли, и т. п.).
КОСНОЯЗЫЧИЕ (англ. dyslalia) неправильное произношение звуков речи, выражающееся в
их искажении или замене. Причины К. разнообразны: подражание неправильному произношению,
анатомо-физиологические отклонения речевых органов, напр. их двигательная недостаточность,
нерезко выраженные изменения в строении артикуляционного аппарата (неправильность прикуса,
расположения зубов, отклонения в форме н¸ба и др.).
Наиболее распространенные виды К.: ротацизм (неправильное произношение «р»), сигматизм
(неправильное произношение шипящих и свистящих звуков) и ламбдацизм (дефектное произношение
«л»). При К. обычно преобладает дефектное произношение 1 группы звуков, однако иногда дефект
распространяется на большое число звуков из разных групп.
КОЭФФИЦИЕНТ d' (англ.
d' )
— показатель чувствительности сенсорной системы,
применяемый исследователями, использующими теорию обнаружения сигнала при изучении
психофизических проблем (см. Меры чувствительности, Психофизическая модель теории
обнаружения сигнала); равен величине различия математических ожиданий шумового (n) и сигнального
(s) распределений, отнесенной к стандартному отклонению первого из них: d' = (m
s
- m
n
)
/
?
n
.
Условием
применения d' является нормальный характер обоих распределений. (К. В. Бардин.)
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence quotient,
IQ) — отношение умственного
возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К. и. сугубо
относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста
интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей
обследуемого. (В. И. Лубовский.)
Hosted by uCoz