Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 640 
Next page End  

полноценной эмоциональной жизни. При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и
экспериментальным анализом таких дихотомий, а разрабатывают психотерапевтические и
педагогические рекомендации. Задачей психокоррекционной работы является, с этой т. зр., воспитание
такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы,
установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы,
что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию
общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов. (Е.
Е. Соколова.)
КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА СЛИЯНИЯ МЕЛЬКАНИЙ (сокр. КЧСМ; critical flicker
frequency,
или critical fusion frequency,
CFF)
— пороговая частота, выше которой стационарный
мелькающий свет не воспринимается как мелькающий (становится неотличимым от непрерывно
включенного света). Зависит от ретинальной локализации светового стимула, его интенсивности и
размеров, адаптационного состояния зрительной системы и т. д. Такая неустойчивость КЧСМ серьезно
подрывает рекомендации применения КЧСМ в качестве показателя свойства н. с. См. Закон Тальбота.
(Б. М.)
КРОССМОДАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ (англ. cross-modality matching)
процедура
психологического измерения, в которой вместо числовых или категориальных оценок одной
модальности стимулов используются субъективные величины, связанные с некоторым рядом стимулов
др. модальности. Напр., при измерении субъективной яркости монохроматического излучения
испытуемый подбирает к данному стимулу др. стимул (звуковой тон) такой, чтобы интенсивность
ощущения света была бы равна интенсивности ощущения звука (С. Стивенс). (Ч. А. Измайлов.)
КСАНТОПСИЯ (от греч. xanthos
желтый + opsis
вид, зрение) — аномальное видение
предметов как бы в желтом свете; имеет место при желтухе, некоторых отравлениях. См. Хроматопсия.
КСЕНОФОБИЯ (от греч. xenos чужой + фобия).
1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами (см. Навязчивые состояния).
2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам,
иностранному, чужому. Ср. Кайнофобия.
КУБИКИ КОСА (англ. Kohs Block Design Test)
методика для диагностики наглядно-
действенного интеллекта (см. Мышление наглядно-действенное);
разработана амер. психологом С.
Косом (Kohs, 1923). До сих пор широко используется: напр., входит в тест Векслера (см. Векслера
шкалы), в методический арсенал нейропсихологии (особенно полезны для диагностики конструктивной
апраксии) и специальной психологии. (В рос. литературе эту методику называли также «Кубики Кооса»
и «Кубики Косса».) (Б. М.)
КУБ НЕККЕРА см. Двойственные изображения.
КУКЛА (англ. doll)
— детская игрушка в виде фигурки человека или животного. Маленькие
дети воспринимают К. анимистически (как живое существо). Можно предположить, что наиболее
древние детские К. символизировали самих детей и использовались для воспитания у девочек
материнских чувств и умений.
На это указывает, напр., тот факт, что в латыни одно и то же слово
означало и девочку и К. pupa. См. Анимизм детский. (Б. М.)
КУЛЬТУРА (англ. culture)
— ценности, нормы и продукты материального производства,
характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно
широко употребляется в человекознании:
социологии, психологии человека и др. гуманитарных науках
(особенно в культурной антропологии, этнографии). К. — одно из наиболее характерных свойств,
присущее любому устойчивому объединению людей (Э. Гидденс). Син. (неполные) культурный опыт,
общественно-исторический опыт, социальная наследственность. Существуют сотни определений К.
Лучшим из них остается классическое, квази-формальное определение Э. Тайлора: К. слагается в своем
целом из знания,
верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др.
способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
К. все превращает в знак,
посредством которого транслируется опыт К. Более полное
представление о К. дают приводимые ниже живые метафоры: К. — это плодотворное существование (Б.
Пастернак). Рост мира есть К. (А. Блок). Слово есть архетип К.; К. — культ разумения; слова —
воплощение разума (Г. Шпет). К. — это язык, объединяющий человечество; К. — это среда, растящая и
питающая личность (П. Флоренский).
К. — это связь людей; цивилизация —
это сила вещей (М.
Пришвин). К. — это усилие человека быть (М. Мамардашвили).
Человек в качестве человека не может
существовать без К. К. — это то, что дает человеку возможность разговаривать с самим собой, а потому
даже для отшельника такой проблемы не существует (С. Аверинцев). Вся человеческая К. до сих пор
Hosted by uCoz