Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 640 
Next page End  

Э., Флоренский П.), смысл, миф. Огромную роль в развитии играют персонифицированные медиаторы,
к которому м. б. отнесены Боги, родители, учителя, вообще значимый другой. Этот «инструментальный
набор» медиаторов наглядно демонстрирует принципиально междисциплинарный характер
концептуального и методологического аппарата К.-и. п., с чем, собственно, как правило, и связываются
хронические трудности на пути институционализации этой науки.
Главной причиной затруднений в развитии К.-и. п. считается не отсутствие эвристичной
теоретической платформы (таковой, по мнению, напр., Коула, вполне может служить концепция
Выготского), а неподготовленность психологов к междисциплинарному сотрудничеству, что, в свою
очередь, связано с глубокой раздробленностью научного человекознания. Как пишет Коул, психологам
«трудно сохранять культуру в поле внимания потому, что, когда психология институционализировалась
как социальная и поведенческая наука, процессы, играющие решающую роль в формировании психики,
были поделены между несколькими дисциплинами: культура отошла к антропологии, общественная
жизнь — к социологии, язык — к лингвистике, прошлое — к истории и т. д.» (Коул М., 1997). При этом
Коул не ставит под сомнение междисциплинарный подход Выготского. На достоинства и
плодотворность последнего указывали и др. авторы (напр., Асмолов А. Г., 1996; Верч Д., 1996).
Выготский, действительно, показал массу впечатляющих примеров использования историко-
культурных, этнографических, лингвистических, дефектологических, педагогических, неврологических
и психиатрических источников для интерпретации и реконструкции психологических фактов. Не
ставится под сомнение и способность концепции Выготского служить теоретическим и
методологическим основанием для междисциплинарной К.-и. п. Тем не менее для развития К.-и. п.
этого оказалось недостаточно. Кардинально должна быть перестроена сама рабочая структура
человекознания, т. к., по мнению Коула, сложившееся в XIX в. разделение наук на социальные и
гуманитарные, каковы бы ни были его достижения, исчерпало себя. Эта структура и соответствующее
разделение труда препятствуют организации сотрудничества между разными ветвями «древа познания»
человека. Эту позицию поддерживает и Д. Верч (1996): существующее «разделение труда приводит к
созданию слишком сложной головоломки с огромным количеством деталей, собрать которые вместе не
получается: параметры явления определены так, что принципы и единицы анализа каждого параметра
препятствуют их рекомбинации в более общую картину».
Однако несмотря на все трудности в становлении К.-и. п., отношение к ней должно быть
пролептичным (см. Пролепсис), по аналогии с нормальным человеческим отношением к младенцам: их
будущее состояние должно быть гипостазировано в настоящем и прошлом, т. е. к ним надо относиться
так, как если бы они уже были тем, чем должны стать. К.-и. п. есть возвращение психологии к
культурным истокам. В гегелевской терминологии, К.-и. п. — это поиск пути от абстрактного к
конкретному, воспроизведение конкретного посредством мышления. Внутри К.-и. п. зародился
деятельностный подход в психологии, в котором получили развитие многие идеи К.-и. п. В перспективе
намечаются контакты между К.-и. п. и когнитивной психологией,
продолжающей аналитическую
работу, начатую в классической психологии и ищущей свои пути к целостному пониманию человека и
его психики. (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков.)
КУЛЬТУРНЫЙ АБСОЛЮТ (англ. cultural absolute) ценность, которая признается членами
определенного общества (или культуры)
в качестве универсальной, испытанной временем и
применимой ко всем обществам и культурам, а не только к своему собственному. В представлениях о
конкретном содержании таких ценностей обычно проявляется тенденция к этноцентризму. (Б. М.)
КУПУЛА (англ. cupula) желатиноподобное образование в ампуле полукружных каналов (см.
Вестибулярная система, Ухо внутреннее);
К. погружена в эндолимфу, с которой имеет равный
удельный вес. Благодаря смещениям К. регистрируется информация об угловых ускорениях,
возникающих при поворотах головы и тела.
КУРАЖ (от фр. courage отвага) непринужденно-развязное состояние; смелость, задор (ср.:
Выпил для куража); развязность. В современном рус. языке слово «К.» считается устаревшим.
КУРАРЕ (из карибского языка) яд растительного происхождения, который индейцы
применяют в охоте с помощью лука: животное, пораженное стрелой, смоченной в К., не может убежать.
К. вызывает временный паралич мышц, вызванный его действием на нервно-мышечные синапсы, где он
блокирует передачу возбуждения из нерва на мышцу. См. Ацетилхолин. (Б. М.)
КУРИНАЯ СЛЕПОТА — см. Гемералопия.
КУРТУАЗНЫЙ (фр. curtois) изысканно вежливый, любезный стиль общения.
КУРЬ¨З, КУРЬ¨ЗНЫЙ (от фр. curieux
— любопытный) — нечто любопытное, забавное,
смешное (факт, случай, предмет и т. д.). Ср. казус.
Hosted by uCoz