Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 640 
Next page End  

схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л.,
которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.
Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор»,
непосредственно определяющий поведение.
Будучи условием осуществления деятельности человека,
она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков,
с которыми
сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают
совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей,
приобщение ее к культуре.
Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза,
личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м.
б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность
отстаивают».
В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая
совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство
межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную
потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой
деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически
сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в
его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми,
направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими
умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по
овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см. Деятельность
детская).
Развитие Л. осуществляется в деятельности (см. Ведущая деятельность),
управляемой системой
мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с
наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см.
Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория).
В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в
новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную
общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления
в ней как Л. 1-я фаза —
адаптация
— предполагает усвоение действующих ценностей и норм и
овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени
уподобление индивида др. членам этой общности. 2-я фаза —
индивидуализация
— порождается
обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением Л. к
максимальной персонализации. 3-я фаза —
интеграция
— определяется противоречием между
стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности
и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые
способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не
устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из
общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.
Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают
качества конформности,
зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид,
предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его
индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию
негативизма,
агрессивности, подозрительности, лживости.
При успешном прохождении фазы
интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, доверие,
справедливость,
требовательность к себе, уверенность в себе и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации,
индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в
различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования
закрепляются, складывается устойчивая структура Л.
Особо значимый период в возрастном развитии Л. —
подростковый возраст (отрочество) и
ранняя юность,
когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и
самовоспитания.
Первоначально оценивая окружающих, Л. использует опыт подобных оценок,
вырабатывая самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании
(прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не м. б. отождествлена с уходом в
мир внутренних переживаний. Рост самосознания,
связанный с формированием таких качеств Л., как
Hosted by uCoz