Navigation bar
  Print document Start Previous page
 243 of 640 
Next page End  

внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.
Итак, Л. — это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается
исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого
подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения,
зависти,
ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и
художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования,
манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но
размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов, совокупности ее потребностей,
творчеству, перекрестью деятельностей, аффектам, смыслам, субъекту, индивиду и т. д. и т. п.
Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. — это человек надежный,
слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и
отвечает за результаты своих действий. Л. — это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и
духовно. Для Л. характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство
последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Буякас
выделяет др. черты: Л. — это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий
потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на
себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым
новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе,
находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б.
исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)
ЛОБНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы нейропсихологические.
ЛОГОГЕН (от греч. logos слово + genes рождающийся, рожденный) элемент модели
распознавания (опознания)
слов, предложенный Дж. Мортоном. Л. — пороговое устройство,
накапливающее информацию, приходящую от разных источников — модальных (слуховой и
зрительный анализ слова) и когнитивных (контекст, частотность и количество повторений слова). При
превышении порога выходной Л. формирует сигнал, соответствующий определенному классу ответов;
этот сигнал посылается в буферную систему, формирующую ответную реакцию на предъявленное
слово. Предполагается, что модель Л. описывает возникновение у субъекта состояния готовности к
конкретному типу речевого ответа. (А. И. Назаров.)
ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos слово + paideia воспитание) отрасль специальной
педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков
речи,
разработка принципов и методов их
предупреждения и преодоления.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них
касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих
явлений (см. Косноязычие);
др. обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в
нарушениях чтения и письма (см. Аграфия, Дислексия, Дисграфия).
Существуют нарушения,
охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (см. Алалия, Афазия).
Часто
недостатки речи касаются ее темпа и плавности (см. Заикание).
Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности
детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как
замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.
Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто
при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий
звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в
связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях
достигается проведением логопедической работы с детьми.
Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия
и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений
устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи;
тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в
формировании речевой деятельности. См. также Речи расстройства.
ЛОГОТЕРАПИЯ (от греч. logos
слово + therapeia
забота, уход, лечение) — теория и
практика психотерапии,
разработанная В. Франклом.
Л. исходит из того, что основным двигателем
поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей
жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния
экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной т. н. ноогенных
Hosted by uCoz