Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 640 
Next page End  

Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна),
в которых развиваются представления о
рефлекторной природе и сложной системной физиологической организации психических процессов.
Согласно теории системной динамической Л. в. п. ф., высшие психические функции следует
рассматривать как сложные системные образования, прижизненно сформированные по своему генезу,
опосредствованные по своему строению, прежде всего речью, и сознательные произвольные по своему
функционированию. Физиологическая основа психической функции — сложная функциональная
система,
состоящая из многих афферентных и эфферентных звеньев. Функция лабильна, динамична,
изменчива по своей организации. Различные звенья функциональной системы могут замещать друг
друга, каждое ее звено связано с определенной мозговой структурой, а вся функциональная система —
со многими мозговыми структурами, как коры, так и подкорки. Существуют общие звенья
функциональных систем, которые участвуют одновременно в осуществлении нескольких психических
функций. Поражение этих звеньев ведет к появлению закономерных сочетаний нарушений
психических функций, составляющих определенные нейропсихологические синдромы.
Т. о., мозговой
субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества
высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.
Непосредственно с мозговыми структурами надо соотносить не всю психическую функцию и даже не
отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих
мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных
дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных функций. Тем самым снимается в
его прежней форме — вопрос о Л. в. п. ф.; т. е. вопрос о связи психической функции (или психической
способности) с отдельным узко ограниченным участком коры больших полушарий («центром») или со
всем мозгом как единым недифференцированным целым (см. также Блоки мозга).
Теория системной
динамической Л. в. п. ф. представляет собой важный этап в решении сложнейшей проблемы мозгового
субстрата психических процессов. (Е. Д. Хомская.)
ЛОКК ДЖОН (Locke, 1632-1704) англ. философ, психолог, педагог, политический деятель.
Создал фундамент эмпирической психологии сознания. В оппозиции к концепции Р. Декарта,
признававшего наличие в душе врожденных идей, отстаивал положение о происхождении всех идей из
опыта (душа — «чистая доска», на которой лишь опыт пишет свои письмена), подкрепляя это
положение анализом известных ему фактов различия представлений у разных народов, наблюдением за
развитием детей и др. Выделил 2 формы опыта: внешний опыт, или ощущения,
посредством которого
познается внешний мир, и внутренний опыт, или рефлексия,
посредством которого познается
деятельность собственного разума, т. е. собственное сознание. Основным элементом структуры
сознания считал, т. о., идеи ощущения и идеи рефлексии, которые м. б. простыми и сложными
(составными).
Сложные идеи образуются 2 путями. Наиболее частый путь — с помощью особой деятельности
разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются
понятия.
Л. обосновывает, т, о., концепцию эмпирического обобщения, получившую затем широкое
распространение в психологии и педагогике. В современной отечественной психологии ей
противостоит концепция теоретического обобщения В. В. Давыдова.
Второй, более редкий путь —
образование сложных идей посредством ассоциаций (авторство термина «ассоциация» принадлежит Л.);
этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей (напр., предрассудки,
страхи и т. д.). Идеи Л. получили развитие в различных направлениях интроспективной и
ассоциативной психологии последующих веков. См. Температурные ощущения. (Е. Е. Соколова.)
ЛОКОМОЦИИ (англ. locomotions)
— движения, направленные на перемещение собственного
тела в пространстве (плавание, ходьба, бег, прыжки, ползание, полет и т. п.). См. также Топологическая
и векторная психология.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ (англ. locus of control)
термин амер. психолога Джулиана Роттера
(Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают
(атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности.
Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу
приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие
атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.
Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Л. к.). В одном
случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям,
способностям, желаниям) — эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Л. к.»,
«субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от
Hosted by uCoz