Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 640 
Next page End  

личности — внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное
действие наследственности и т. д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».
По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов.
Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности.
Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и
«экстраверты».
В отечественной литературе термин «Л. к.» часто заменяется на «локус субъективного
контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного
контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)
ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ (1927-1989) сов. психолог, ученик Б. Г. Ананьева, 1-й декан
факультета психологии ЛГУ (1966), организатор и директор Ин-та психологии АН (1971), основатель и
главный ред. «Психологического журнала»; автор свыше 300 работ. Известен как один из создателей
отечественной инженерной психологии,
крупный методолог психологической науки,
сформулировавший принципы т. н. системного подхода к анализу психических явлений. Основные
работы: «Человек и техника» (1966, 2-е изд.); «Методологические и теоретические проблемы
психологии» (1984). (Б. М.)
ЛОНГИТЮДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. longitudinal study, longitudinal design)
продолжительное онтогенетическое исследование одних и тех же индивидов (индивида, группы или
случайной выборки). Л. и. — это один из основных методов, или, как недавно стали выражаться, одна
из основных стратегий исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках. Син.
лонгитюдное исследование, лонгитюд, метод длинника, стратегия продольного изучения,
диахронический метод.
Л. и. очень разнообразны: 1) по количеству обследуемых; 2) по общей длительности изучаемого
периода; 3) по частоте или периодичности наблюдений (измерений, экспериментов); 4) по целям и
методам (методикам) изучения. Как правило, Л. и. длятся несколько лет, иногда несколько десятилетий
и даже всю жизнь (исследования жизненного развития, life-span development, и жизненного пути — life-
course approach).
Уже одно это делает такие исследования крайне трудоемкими, дорогостоящими и
сравнительно редкими. По частоте (периодичности) наблюдений можно выделить 2 крайних типа Л. и.:
1-й тип — практически непрерывные (напр., ежедневные) наблюдения (измерения), 2-й тип —
наблюдения, разделенные большими интервалами времени (напр., от 1 г. и более). К 1-му типу
относится большинство дневниковых исследований, с которых фактически начиналась детская
психология (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер, В. Штерн и др.), к тому же это были исследования одного
случая (case-study).
Примером 2-го типа Л. и. может служить амер. исследование развития
темперамента, начавшееся в 1950-е гг. на 140 младенцах и продолжавшееся, по крайней мере, до 1980-
х гг. (под руководством Александра Томаса и Стеллы Чесс). Примеры отечественных Л. и.
идиографического типа см. в добавлении к статье «Индивидуальность».
См. также Сравнительно-
генетический метод, Срезов стратегия, Стратегия изучения психического развития. (Б. М.)
ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) выдающийся сов. психолог, широко
известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л. С.
Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики
человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций),
ее
биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками
(прежде всего языком
как основной знаковой системой), системной организации психических
функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.
Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии.
Им разработаны
теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений),
предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего
метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи,
восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые
классификации нарушений речи (афазий),
движений (апраксий),
памяти (амнезий), разработал
нейропсихологическую синдромологию — описание различных синдромов, возникающих при
локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические, Памяти расстройства).
Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория
системной динамической локализации высших психических функций». Помимо клинической и
экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление,
посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие
Hosted by uCoz