Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 640 
Next page End  

М. выражаться. Как научный термин в психологии практически не используется. См. Индивидуальный
стиль деятельности.
3. Отличительные особенности творчества художника, писателя, артиста.
МАНЕРНОСТЬ (англ. affectation) вычурность, неестественность в поведении (в т. ч. в речи).
См. Аффектация, Истерия.
МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ
(МДП) (англ. cyclothymia, manic-depressive
psychosis)психическое заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных приступов
(фаз), разделенных светлыми промежутками (интермиссиями), с полным восстановлением
психического здоровья.
Термин МДП ввел Э. Крепелин (1889). Для МДП характерно чередование
маниакальной, депрессивной фаз и светлых промежутков. Фазы чаще возникают весной и осенью.
Длительность фаз без лечения — от нескольких дней до нескольких лет.
Для депрессивной фазы характерны угнетенное, подавленное, тоскливое настроение,
тоска,
двигательная заторможенность. Мышление замедленное. Объем, концентрация, переключаемость
внимания и объем памяти снижены. Будущее кажется больным беспросветным и мрачным, самооценка
занижена, возникают мысли о самоубийстве, в связи с чем больные в этой фазе нуждаются в
постоянном контроле.
В маниакальной фазе происходит повышение настроения, ускорение мыслительных процессов и
двигательной активности. Для больных характерна высокая откликаемость — больной реагирует на
любые внешние раздражители (действия, слова и т. п.). Продуктивность деятельности снижается.
Мышление ускоряется, мысли наплывают одна на др., возникает состояние маниакальной (вихревой)
спутанности. Мышление ускоряется настолько, что больные не успевают произносить фразы
полностью, а выкрикивают лишь отдельные слова — явление «скачки идей». В выраженных случаях
возникает бред величия. Больные критично относятся к своему состоянию, за исключением случая
гневливой мании. После окончания фаз психическое здоровье восстанавливается. (Ю. В. Гущин.)
МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ (англ. image manipulation)
оперирование зрительным
образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные
значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действий,
направленных на
уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в
долговременной памяти.
Еще более разнообразными по содержанию м. б. преобразования в процессе
порождения нового образа, новых визуальных форм (см. Воображение).
Среди образов — предметов манипулирования — выделяются моторные автоматизмы,
собственно образные явления и когнитивные репрезентации. 1-й тип образов отличается минимальной
ассоциативностью, а 3-й — максимальным произвольным контролем и креативностью.
2-й тип
составляют первичные образы реальности, образы живописи и др. видов искусств, мифологические и
ритуальные образы — образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям
и в меньшей степени, чем 3-й тип, ограничивающиеся произвольным контролем. Способность этих
образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам,
движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве
средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов.
Генетически манипулятивная способность зрительной системы может рассматриваться как
производная практической деятельности.
Феноменальная динамика представляет собой проявление
манипулятивной способности зрительной системы, способности к оперированию и преобразованию
непосредственного зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных
действий.
М. о. замещает действия с реальными объектами (генетически более ранние предметные
действия), содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных
психических функций, таких как воспоминание и мышление (см. Мышление визуальное). (В. М. Гордон.)
Добавление ред.: Процессы М. о., в т. ч. умственные вращения (англ. mental rotations), наиболее
ярко обнаруживаются при изучении зрительного восприятия в условиях стабилизации изображения
относительно сетчатки. При цветовой модуляции источника света продлевается возможность
наблюдения стабилизированного изображения до нескольких мин. Испытуемые, осуществляя
малоамплитудные движения глаз, не приводящие к смещению стабилизированного изображения, ищут
позицию для наиболее верного восприятия. В результате плоские изображения становятся объемными,
объемные — плоскими, неподвижные — движущимися, испытуемые видят невозможные фигуры,
которые они не могут видеть при свободном (без стабилизации) рассматривании (Зинченко В. П.,
Вергилес Н. Ю., 1969). Хронометрические исследования мысленного вращения рисунков различно
Hosted by uCoz