Navigation bar
  Print document Start Previous page
 253 of 640 
Next page End  

нейронами в сетчатке, что находит подтверждение в дополнительном психофизическом факте: сила
иллюзорного эффекта монотонно возрастает при увеличении длительности экспозиции от 100 до 500 мс
(А. Фиорентини, 1955). (Б. М.)
МЕДИАТОР (лат. mediator посредник).
1. Нейромедиатор (нейротрансмиттер) — биологически активное вещество, участвующее в
передаче возбуждения с нервного окончания на рабочие органы (мышцы, железы) и с одной нервной
клетки на др. (в синапсах). См. Ацетилхолин.
2. Искусственное средство деятельности или средство передачи информации. См.
Опосредствованность.
3. Лицо, выступающее посредником в споре, конфликте, переговорах, передаче чего-либо (напр.,
сведений). (Б. М.)
МЕДИО-БАЗАЛЬНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы нейропсихологические.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. medical psychology)
— отрасль психологической
науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с
психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний,
психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных
экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние
психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.
Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в
клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на
психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно
приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими,
аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где
основная проблема — влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см.
Психосоматика).
Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что
проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной
патопсихологии (Зейгарник Б. В.).
Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных
теоретических проблем — мозговой организации высших психических функций, соотношения развития
и распада психической деятельности и др. — позволила заложить научные основы активного участия
М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.
Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной
разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных)
и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения
врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются
усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.
М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м.
б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. — важнейшая область практического
применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См.
Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)
МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (англ.
interhemispheric organization of mental processes)
— важнейшая психофизиологическая характеристика
мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной
асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической
деятельности человека.
Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры
и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических
функций главенствует левое, а др. — правое полушарие. В настоящее время межполушарная
асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только
человека, но и животных. Уникальную возможность исследования функциональной асимметрии у
человека дают факты локальных поражений мозга, используемые нейропсихологией. История подобных
исследований насчитывает более 150 лет, начиная с работ Ж. Було (1825), П. Брока (1861), А. Я.
Кожевникова (1847), К. Вернике (1847) и др., показавших преимущественную связь нарушений речи у
правшей с поражениями левого полушария. Доминантность левого полушария была выявлена у
правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи,
но и для таких связанных с речью
психических функций, как чтение, письмо вербальная память и вербальное мышление. Правое
Hosted by uCoz