Navigation bar
  Print document Start Previous page
 255 of 640 
Next page End  

широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков сохраняют свою актуальность.
(Е. Е. Соколова.)
МЕЖСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ (англ. interstimulus interval, ISI).
Различают временной и
пространственный М. и. Временной М. и. измеряется от момента выключения наличного стимула до
включения след.; пространственный М. и. — путем определения расстояния между ближайшими
точками 2 стимулов. Син. интерстимульный интервал.
МЕЛАНХОЛИК см. Темперамент.
МЕНЕДЖЕР — см. Менеджмент.
МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management; administration).
Термины «М.», «управление»,
«администрирование» часто употребляются как син., иногда различаются. Так, об администрировании
чаще говорят применительно к организациям государственного и некоммерческого сектора, термин
«М.» чаще используют при описании управления коммерческими организациями. Обычно выделяют
след. значения понятия М.
1. Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных,
технических, экономических, психологических).
2. Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие
решений и контроль за их выполнением.
3. Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.
4. Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.
5. Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и
престижная сфера деятельности.
Любая организация — это система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы,
на выходе отдает во внешний мир созданный ею продукт (товар, услугу). Т. о., жизнедеятельность
организации состоит из 3 основополагающих процессов: получение сырья из внешнего окружения;
изготовление «продукта»; передача «продукта» во внешнюю среду. Основная роль М. — поддержание
баланса между этими 3 процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление.
Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые М., включают в себя 3 основных
подпроцесса: принятие решений,
координация, коммуникация.
М. — искусство работать посредством
др. людей. Под координацией понимаются процедуры: а) непосредственного руководства действиями в
виде распоряжений, приказов и предложений; б) создания системы норм и правил, касающихся
деятельности организации.
Менеджеры ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и
решающие управленческие задачи. Менеджеры выполняют след. функции: 1) обеспечивают
выполнение организацией ее основного предназначения; 2) проектируют и устанавливают
взаимодействие между отдельными операциями и действиями; 3) разрабатывают стратегию поведения
организации в изменяющейся внешней среде; 4) обеспечивают служение организации интересам тех
лиц и учреждений, которые контролируют организацию; 5) информационно связывают организацию и
ее окружение; 6) несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; 7)
представляют организацию в различных мероприятиях.
Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в
книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося
колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к
окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким
пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса,
предложение труда и материалов) определялись некой «невидимой» силой рынка и в случае падения
спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние
внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал
организации с изменением внешней среды.
В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой
систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений
специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.
Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом
управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной
деятельности); работа с персоналом.
Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см.
Управление человеческими ресурсами);
управление качеством; стратегическое управление; логистика;
Hosted by uCoz