Navigation bar
  Print document Start Previous page
 263 of 640 
Next page End  

МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ (англ. method of average error)
— метод классической
психофизики,
в котором испытуемый сам устанавливает требуемую инструкцией величину стимула
(напр., «стимул должен быть едва ощущаемым», «стимул должен едва заметно отличаться от др.
стимула» или «стимул должен казаться равным др. стимулу» и т. д.). Син. метод установки (adjusting
method), метод воспроизведения (method of reproduction), метод подравнивания (equation method). M. с.
о. разработан Г. Фехнером для измерения порогов и стал одним из основных в психофизике.
При использовании М. с. о. для измерения дифференциального порога испытуемый изменяет
переменный раздражитель, уменьшая или увеличивая его интенсивность, добиваясь, чтобы он перестал
казаться отличающимся от др., заданного в качестве эталона (постоянного раздражителя).
Т. о., при
работе по М. с. о. задача испытуемого сводится к тому, чтобы воспроизвести (или установить) величину
эталона. Т. к. в каждой отдельной пробе он, как правило, не может воспроизвести эталон совершенно
точно и останавливает свой выбор на каком-то ином раздражителе, можно считать, что, выполняя
инструкцию сделать оба раздражителя одинаковыми, испытуемый допускает ошибку, которая им не
замечается. Средняя арифметическая этих ошибок, вычисленная для всей серии проб, рассматривается
как величина, субъективно соответствующая эталону.
Фехнер справедливо указывал, что, наряду с этой величиной, сенсорная способность
испытуемого должна характеризоваться величиной разброса результатов, показанных в отдельных
пробах вокруг своего среднего значения. Величина этого разброса, вычисленная как среднее отклонение
от субъективного значения эталона (именно ее Фехнер и назвал средней ошибкой), принималась им за
величину, прямо пропорциональную дифференциальному порогу, и использовалась как мера
чувствительности в М. с. о.
В ряде работ отмечалась существенная зависимость результатов, показываемых испытуемыми
при пользовании М. с. о., от характера их поисковой деятельности, в ходе которой они решают
поставленную перед ними сенсорную задачу. Поэтому при использовании М. с. о. выбор того или др.
показателя определяется конкретной задачей, стоящей перед исследователем, с учетом того, что
средняя арифметическая, вычисленная для серии проб, является показателем, который отражает
представление испытуемых о величине эталона, а среднее отклонение (в настоящее время принято
использовать среднее квадратическое отклонение) является мерой вариабельности этого показателя. М.
с. о. употребляется не только для определения дифференциальных порогов, но и при изучении
абсолютных порогов. В этом случае задача испытуемого сводится к фиксации либо нулевого значения
раздражителя, либо едва заметного ощущения. Ср. Метод едва заметной разницы, Метод центральной
точки. (К. В. Бардин.)
МЕТОД СРЕЗОВ (метод поперечных срезов) см. Срезов стратегия.
МЕТОД УСТАНОВКИ (англ. method of adjustment) см. Метод средней ошибки.
МЕТОД «ФОКУС-ГРУПП» (англ. focus group interviews)
глубинное фокусированное
интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников «фокусируют» на вопросах,
интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации. Основной
особенностью метода является то, что в групповом обсуждении участники включены в общение с себе
подобными, вследствие чего психологические барьеры (обычно разделяющие интервьюера и
интервьюируемого в опросных методах) снимаются намного эффективнее, а эмоциональные реакции
(влияющие на поведение любого человека в повседневной жизни) проявляются намного ярче. Син.
фокусированное интервью, групповое глубинное интервью.
М. «Ф.-г.» разработан амер. социологами Р. Мертоном и Р. Кендаллом («Фокусированное
интервью», 1944). Вскоре он стал активно использоваться не только в социологических, но и в
психологических и экономических исследованиях. Сегодня м. «Ф.-г.» — неотъемлемая часть
маркетинговых, рекламных и политических исследований.
М. «Ф.-г.» относится к качественным, или «гибким», методам исследования: он ориентирован не
на количественные результаты, а на то, чтобы определить глубинные мотивы и причины тех или иных
действий, определить отношение к поставленной проблеме. Преимуществом данного метода является и
то, что помимо анализа фактического материала, фиксируемого в различного рода высказываниях
участников, в нем используется анализ невербального поведения (выразительные движения, жесты,
пантомимика).
Основным способом анализа результатов групповых дискуссий является контент-
анализ,
которому м. б. подвергнуты аудио- и видеоматериалы, стенограммы групповых дискуссий,
отчеты модераторов и наблюдателей. Качество получаемых результатов зависит от множества
факторов: от разработанного плана исследования, сценария, от профессиональной подготовленности
исследователей, модератора (ведущего фокус-групп), от выбранных критериев отбора участников
Hosted by uCoz