Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 640 
Next page End  

групповых дискуссий, от количества участников, от организации места проведения дискуссии, от
подготовленности аналитика и др.
Оптимальное число участников фокус-группы составляет 6-10 человек при минимуме 2-3
человека. Критерии подбора участников групповой дискуссии зависят от целей конкретного
исследования и могут учитывать социально-демографические признаки (пол, возраст,
образование,
уровень дохода), а также такие специфические особенности, как, напр., частота, объем потребления
определенной товарной категории или определенного вида услуг и др. (А. Б. Мещеряков.)
МЕТОД ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТОЧКИ (англ. method of central point)
один из психофизических
методов определения величины порогов, как абсолютных, так и дифференциальных. При
использовании М. ц. т. испытуемый сам изменяет величину переменного раздражителя, стремясь
уловить момент исчезновения ощущения (или разницы между ощущениями в случае измерения
дифференциального порога).
Затем он начинает менять величину раздражителя в др. направлении,
пытаясь уловить момент едва заметного появления ощущения (или различия между ощущениями).
Проделав эту процедуру несколько раз и приблизительно нащупав границы возникновения и
исчезновения ощущения, испытуемый затем останавливает свой поиск посредине между ними в т. н.
центральной (средней) точке.
Процедура М. ц. т. весьма напоминает процедуру метода средней ошибки, однако, в силу того,
что испытуемый выполняет здесь иную задачу, получаемый с помощью М. ц. т. порог более сходен с
одним из показателей, полученным методом минимальных изменений,
именно с порогом, взятым как
среднее между порогом появления и порогом исчезновения. Усреднение, аналогичное производимому
там экспериментатором на стадии обработки результатов, при М. ц. т. фактически производит сам
испытуемый в ходе выполнения задания. (К. В. Бардин.)
Добавление ред.: Если под именем «методы установки» понимать все методы измерения
порогов (или точек субъективного равенства), в которых испытуемый сам манипулирует стимулом, то
М. ц. т. и метод средней ошибки (это название тесно связано лишь с процедурой измерения
дифференциального порога) войдут в одну группу —
методов установки, что и предполагалось
основателями психофизики. Кроме того, интересно отметить, что Г. Фехнер идею метода установки
взял из практики астрономических измерений видимой яркости звезд методом подравнивания, но его
заслуга состоит в обобщении идеи и разработке частных вариантов метода установки для порогов
разного типа.
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА (англ. experimental method)
состоит в организации
целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой
находятся участники эксперимента — испытуемые. Применение М. э. целесообразно в тех случаях,
когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.
Различают 2 вида эксперимента — естественный и лабораторный. Существенно, что лица,
участвующие в естественном эксперименте, не знают о том, что они выступают в роли испытуемых;
он часто и проводится в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности. Вследствие его
специфики в нем применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а
потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме (см. также Виды
наблюдения, Обучающий эксперимент, Производственный эксперимент).
2-й вид эксперимента обычно проводится в специально оборудованных сигнальными и
регистрирующими устройствами помещениях — лабораториях. Испытуемый может не знать о всем
замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в эксперименте (см. Наивный).
В
современных лабораториях данные эксперимента прямо поступают для обработки на ЭВМ, а
результаты обработки — к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на
условия, в которых протекает деятельность испытуемых (см. Лабораторный эксперимент).
См. также
Двойной слепой опыт.
МЕТОДЫ ЛУРИЯ (англ. Luria's methods)
нейропсихологические методы, разработанные А.
Р. Лурия для топической диагностики локальных поражений головного мозга. М. Л. используются
нейропсихологией для изучения нейропсихологических синдромов,
т. е. для выявления первичного
дефекта и связанных с ним вторичных нарушений высших психических функций.
М. Л., апробированные на большом количестве больных с локальными поражениями мозга
(ранениями, сосудистыми заболеваниями, опухолями и др.), характеризуются высокой валидностью.
Теоретической основой М. Л. являются представления о системной динамической локализации высших
психических функций,
согласно которым мозг — это субстрат психических процессов, который
функционирует как единое целое, состоящее из дифференцированных по своим функциям отделов.
Hosted by uCoz