Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 640 
Next page End  

представитель ассоциативной психологии.
В концепции «ментальной химии» М. подчеркивается
несводимость свойств продуктов ассоциативного объединения к сумме свойств составляющих его
частей, подобно тому как в химии свойства химического соединения не сводятся к сумме свойств
входящих в него элементов. Это явно противоречило основному постулату ассоцианизма классического
периода о суммативном характере сознания. Оригинален М. и в «обратном» введении в ассоцианизм
таких понятий, как Я, ассоциации по сходству. При этом М. считал ассоциацию связью не самих
элементов сознания, а стоящих за сознанием 2 мозговых (физиологических) процессов, т. е. склонялся к
решению психофизической проблемы в духе параллелизма и отрицанию самостоятельности психологии
как науки (законы психологии есть на самом деле, с т. зр. М., законы физиологии мозга). (Е. Е.
Соколова.)
МИМИКА см. Выразительные движения.
МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ (англ. sign language)
— форма общения глухих. М.-ж. р.
представляет собой сочетание естественных и условных жестов и мимики. М.-ж. р. основана на
системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, причем многие отношения между жестами и
их значениями отличаются от аналогичных отношений между словами и значениями в обычной речи.
Так, настенные, карманные, ручные часы обозначаются различными жестами; глагол летит
изображается по-разному, в зависимости от того, кто или что летит (самолет, бабочка, птица, пыль).
Вместе с тем один и тот же жест может обозначать предмет и действие (пила и пилить, топор и рубить,
утюг и гладить и т. п.). Общее число жестов, обозначающих многие родовые понятия (одежда, обувь,
транспорт, животные и т. д.), ограничено; близкие понятия не дифференцируются (напр., огонь, костер,
пожар; сон, мечта, фантазия; мороз, морозит, морозный, морозно).
Своеобразие М.-ж. р. проявляется и в ее синтаксисе: в предложении сначала обозначается
предмет, потом его качество (флаг красный); действие обозначается после объекта, на который оно
направлено; отрицание следует за глаголом, вопросительное слово стоит в конце фразы.
Для восполнения и уточнения жестов используется мимика, которая не только выражает чувства,
состояния, но и изменяет значение жеста. Так, один и тот же жест может означать и утверждение, и
вопрос, и одобрение — в зависимости от выражения лица (его мимики). См. также Американский язык
жестов, Выразительные движения, Пантомимика.
МИНДАЛИНА см. Амигдала, Ганглий.
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) (англ. minimal brain dysfunction)
биологически обусловленная недостаточность функций н. с., приводящая к легким расстройствам
поведения и снижению обучаемости. Причинами ММД являются различные вредности, перенесенные в
период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная
интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, заболевания в течение первых
лет жизни. По разным данным, число детей с ММД колеблется в пределах от 2 до 21%. Большинство
детей с ММД отличаются повышенной моторной активностью, легкой отвлекаемостью. Настроение
может меняться от приподнятого до депрессивного. Могут наблюдаться нарушения пространственного
восприятия, счета и чтения, часто отмечаются речевые нарушения.
При некоторых формах органического поражения ц. н. с. в большей степени страдают
психические процессы (память, внимание), а личностное развитие остается нормальным. При др.
поражениях происходит нарушение преимущественно эмоционально-волевых механизмов,
формирование психопатоподобного синдрома. Это проявляется в повышенной возбудимости,
психической неустойчивости и обидчивости. (Ю. В. Гущин.)
МИОГРАФИЯ см. Электромиография.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (англ. view of world,
нем. Weltanschauung)
— комплекс
обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в
мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания,
необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться
приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним,
прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. —
истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском,
этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях
к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л.
систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным
областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в
бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков.
Hosted by uCoz