Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 640 
Next page End  

п.). Помимо вышеописанных сенсорно-мнемических нарушений некоторые авторы выделяют в особую
форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен
(авокалия) или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической
деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха. (Е. Д. Хомская.)
АНАГРАММА (от греч. ana пере + gramma буква) слово, словосочетание,
бессмысленная комбинация букв, образованные перестановкой букв, составляющих др. слово, напр.
хрестоматийное ляхопигисо.
Задачи по разгадыванию А. используются в экспериментальных
исследованиях мышления, мотивации, речевых способностей и в психодиагностических тестах. (Б. М.)
АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (англ. anaclitic depression)
— термин, предложенный
амер. психологом Рене Спицем (Spitz, 1887-1974) для обозначения острых и хронических депрессивных
последствий отрыва ребенка от матери (родителей). См. Госпитализм, Дефицит общения,
Привязанность.
АНАЛИЗ (от греч. analysis разложение, расчленение) рассмотрение, изучение ч.-л.,
основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные
части, определении входящих в целое элементов,
разборе свойств к.-л. предмета или явления.
Процедура, обратная А., — синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной
деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и
отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.
Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как
син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют
первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение.
Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку
она связана с решением познавательных задач.
В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на
различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на
чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия: в своих
более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже
высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации
осуществляют анализаторы.
У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма —
мыслительный,
или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков
материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда
человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального
расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на
прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с
помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.
АНАЛИЗАТОР (от греч. analysis разложение, расчленение) термин, введенный И. П.
Павловым,
для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ
сенсорной информации определенной модальности. Син. сенсорная система. Выделяют зрительный (см.
Зрение), слуховой, обонятельный, вкусовой,
кожный А., анализаторы внутренних органов и
двигательный (кинестетический) А., осуществляющий анализ и интеграцию проприоцептивной,
вестибулярной и др. информации о движениях тела и его частей.
А. состоит из 3 отделов: 1) рецепторного,
преобразующего энергию раздражения в процесс
нервного возбуждения; 2) проводникового (афферентные нервы, проводящие пути), по которому
сигналы, возникшие в рецепторах, передаются к вышележащим отделам ц. н. с; 3) центрального,
представленного подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий (см.
Кора головного мозга).
Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А., начиная с рецепторов и
кончая корой больших полушарий. Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие
импульсы, в составе проводникового отдела имеются и нисходящие волокна — эфференты. По ним
проходят импульсы, регулирующие активность нижележащих уровней А. со стороны его высших
отделов, а также др. мозговых структур.
Все А. связаны друг с другом двусторонними связями, а также с моторными и др. областями
мозга. Согласно концепции А. Р. Лурия, система А. (или, что точнее, система центральных отделов А.)
образует 2-й из 3 блоков мозга.
Иногда в обобщенную структуру А. (Е. Н. Соколов) включается
активирующая система мозга (ретикулярная формация), которую Лурия рассматривает в виде
Hosted by uCoz