Navigation bar
  Print document Start Previous page
 270 of 640 
Next page End  

предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит
общения.)
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все
более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и
делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная
речь),
осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и
откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается
кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные).
(С.
Ю. Мещерякова.)
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (англ. midchildhood среднее детство) возраст 6/7-
10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др.
странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции 5-летнему
элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства М. ш. в.
выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала
обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в
школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение — единственная ступень образования.
В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей
деятельностью.
Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения
человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, М. ш. в. обладает
глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
В этом возрасте происходят существенные изменения в органах и тканях тела. Формируются
изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и
гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается
сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительно сильные и
размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается
кровью мышца сердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру
сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его
работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и
торможения, хотя склонность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и
некоторые др. черты поведения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические
предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного
напряжения, но и физической выносливости.
Отличие школьного учения от др. видов учебной деятельности состоит в том, что его главной
целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения
ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т. е. образцы того, что
нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия,
посредством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (напр., умение группировать
материал, составлять схемы его изложения и т. д.). Младшие школьники учатся прослеживать связи
своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с
образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.
На основе учебной деятельности в М. ш. в. формируются 2 основных психологических
новообразования произвольность психических процессов и внутренний план действий (их
выполнение в уме). Решая учебную задачу, уч-ся вынужден, напр., направлять и устойчиво сохранять
свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для
последующей работы. Так формируется произвольное внимание,
сознательно концентрируемое на
нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и
воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым
связям и т. п. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей
действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность
их осуществления, т. е. требует внутреннего плана действий.
Произвольность психических функций и внутренний план действий — проявления способности
уч-ся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного
процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально
взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы.
В традиционной детской психологии принято было считать, что для детей 6-10 лет характерно
лишь наглядно-образное мышление, опирающееся на конкретные представления об окружающих
Hosted by uCoz