Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 640 
Next page End  

предметах (см. Мышление наглядно-образное).
Это справедливо для тех детей, мышление которых
формируется при начальном обучении, решающем изолированные эмпирико-прагматические задачи и
выключенном из более широкой системы образования. В условиях же современной начальной школы,
являющейся лишь 1-й ступенью образования и готовящей к дальнейшей учебной деятельности, у
младших школьников, как показывает опыт, обнаруживаются более широкие познавательные
возможности. Так, наряду с конкретно-образным мышлением у младших школьников в этих условиях
формируются простейшие приемы отвлеченного мышления, вскрывающего причины наблюдаемых
явлений и дающего им объяснение. Благодаря учету этого обстоятельства в программах современного
начального обучения углублены теоретические компоненты знаний, усвоение которых способствует
формированию у детей более широких обобщений, чем в прежней начальной школе.
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, со
взрослыми, с учителями, а также чувства,
возникающие на основе этих отношений. Особенность
эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников.
Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои
чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них
характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его
коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи,
доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего
связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.).
Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок.
Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения
окружающих его людей.
Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают
игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности
поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.
МНЕМА (англ. mneme)
термин (R. Semon) для обозначения органических основ явлений
памяти,
сближающий явления памяти, наследственности и пластичности органической материи. В
современной науке М. связывается со сложными структурными изменениями в нервных клетках: напр.,
с ростом протоплазматических нервных отростков, с изменениями в синаптических окончаниях, в
свойствах клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот. Л. С. Выготский называл
термином «М.» т. н. натуральную мнемическую функцию. (Т. П. Зинченко.)
МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. mnemonic activity)
— активная деятельность
человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Син. мнестическая деятельность.
Выделяют (В. Я. Ляудис, 1976) 4 операции мнемического действия: 1) ориентировка в запоминаемом
материале, категоризация и установление его состава и структуры; 2) поиск и выделение
соответствующего материалу способа группировки; 3) группировка элементов, перестройка материала
на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями; 4)
установление межгрупповых связей. Последняя операция завершает систематизацию предъявляемого
материала и приводит к построению мнемосхемы (т. е. схемы, воспроизводящей состав материала и его
структуру). Структура М. д. динамична. Необходимость в той или иной степени развернутости
отдельных операций и полноты всей их системы определяется объективными свойствами заучиваемого
материала. См. Расстройства памяти как мнестической деятельности. (Т. П. Зинченко.)
МНЕМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА (англ. mnemonic set)
направленность субъекта на
запоминание того или иного материала, иногда имеющая неявный, скрытый характер. М. у. в той или
иной мере опирается на познавательную установку и при определенных условиях активизирует процесс
понимания.
Установлено положительное влияние на результаты произвольного запоминания
дифференциации М. у.: запомнить главное в материале, запомнить полно, точно, надолго и т. п. По
данным А. А. Смирнова (1966), направленность на то или иное качество запоминания определяется
индивидуально-психологическими свойствами личности, в первую очередь мнемическими
способностями, возрастными особенностями, особенностями запоминаемого материала и мотивами
запоминания. Роль М. у. не сводится к действию самого по себе намерения запомнить. Разные М. у.
вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и
т. п., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому формирование адекватной
М. у. — важное условие эффективности процесса обучения. (Т. П. Зинченко.)
МНЕМОНИКА — см. Мнемотехника.
Hosted by uCoz