Navigation bar
  Print document Start Previous page
 279 of 640 
Next page End  

работающего: а) рациональную организацию режима труда и отдыха; б) систематическую смену
выполняемых операций («чередование операций»); в) обогащение содержания монотонных операций
путем добавления в их структуру новых элементов («укрупнение операций»); г) регламентированное
изменение темпа трудового процесса в соответствии с динамикой работоспособности человека;
д)
введение в трудовой процесс тонизирующих раздражителей (напр., «функциональной музыки») и др.
(А. Б. Леонова.)
МОНОУРАЛЬНЫЙ СЛУХ — см. Бинауральный слух.
МОНТЕССОРИ М. — см. Система Монтессори.
МОРОЗОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА (1906-1989) сов. психолог, дефектолог, педагог,
участница «большой пятерки» учеников Л. С. Выготского, под руководством которого начинала работу
по изучению аномалий психического развития детей. Основные области научных интересов — детская
и специальная психология. Занималась сопоставлением познавательных интересов и процесса их
формирования у детей с нормальным и аномальным развитием, теоретическим и практическим
решением проблем обучения и воспитания детей с отставанием умственного развития. Автор более 100
работ. (И. А. Мещерякова.)
МОРФЕМА (от греч. morphe форма) минимальная значимая часть слова, простейший
языковой знак, а именно корень и аффиксы (приставки, суффиксы, окончание). Термин и понятие ввел в
1881 г. рос. и польский лингвист Бодуэн де Куртенэ (1845-1929).
МОРФИН см. Наркозависимость.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СУБСТРАТ ПАМЯТИ см. Памяти морфологический субстрат.
МОТИВ (англ. incentive)
1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и
направляет на себя деятельность или поступок,
смысл которых состоит в том, что с помощью М.
удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.
В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое
толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция),
побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует
переводить как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» (а
иногда и как «мотивировка»).
Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения
(влечения)
без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации: 1) ситуацию
«неопредмеченной» потребности;
2) ситуацию неосознанного мотива. 1-я ситуация возникает при
отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения
переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования
соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных
удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для
животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и
человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего
поведения и деятельности.
Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной
психологической триаде «потребность—М.—деятельность» А. Н. Леонтьев.
Источником
побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные
потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и
направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет М. («немотивированная» деятельность — та,
М. которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между М. и потребностью,
между М. и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой
однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных
потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т. д.
Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т. е. является полимотивированной); точно так
же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно.
Подобные мотивационные
комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или,
напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное
решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней
системы ценностей (ценностных ориентаций).
При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации
полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. — подчиненными, играющими
роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он
непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т. е. в
Hosted by uCoz