Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 640 
Next page End  

занимают слуховая и эмоциональная память (см. Память слуховая, Память эмоциональная).
При
воспроизведении музыки существенную роль играют также двигательная память (запоминание
последовательности движений), зрительная (запоминание нотного текста) и словесно-логическая память
(см. Память словесно-логическая),
с помощью которой происходит запоминание логики строения
музыкального произведения. Для М. п. характерно формирование у музыкантов полимодальных
представлений. Б. М. Теплов (1947) установил, что доминирование слуховых образов у музыканта вовсе
не отменяет значения образов др. модальностей. Слияние различных по модальности образов
порождает синтетический, полимодальный образ. У лиц с высоко развитым «внутренним слухом»
имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а
непосредственное «слышание глазами», т. е. превращение зрительного восприятия нотного текста в
зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом. (Т.
П. Зинченко.)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ (англ. music hearing)
— звуковысотный слух, т. е. способность
воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей.
Различают абсолютный слух способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их
с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух — способность определять высоту
звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы.
Абсолютный слух в значительной мере врожденная способность. Не следует преувеличивать его
значение. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности:
многие гениальные музыканты (Чайковский,
Шуман и др.) им не обладали. С др. стороны, обладание
самым блестящим абсолютным слухом не гарантирует будущих музыкальных успехов. Важнее слух
относительный, который в значительной степени поддается развитию и упражнению. Понятие М. с. в
более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-
ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и
воспроизводить оттенки громкости звуков). (Т. П. Зинченко.)
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. multicultural education) 1) концептуальное
идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества; 2)
образовательная стратегия, представляющая последовательные образовательные процессы
(организация, реализация, результат), цель которых — решение образовательными средствами проблем,
возникающих в обществе в ходе эволюции национальных государств и постколониальных
миграционных процессов. Разработка учебных программ и организация учебного процесса в рамках
стратегии М. о. ориентированы на преодоление культурного отчуждения учащихся, признание и
развитие основополагающих демократических ценностей: прав человека, свободы, демократии,
солидарности, плюрализма.
Как мировоззренческая позиция М. о. представляет собой новейший образовательный институт
идентичности современного человека. Наиболее важными функциями М. о. являются: 1) создание
новой образовательной среды как важного стабилизирующего фактора гражданского общества; 2)
снижение межэтнической напряженности; 3) воспитание толерантности в отношениях между
представителями различных культур. Особое значение в М. о. придается одновременному изучению
языков этнических меньшинств и доминирующей культуры. В качестве концепции и стратегии
образования М. о. противоположно теории ассимиляции в образовании. Син. поликультурное,
интеркультурное образование. (В. Н. Чигирь.)
МУТИЗМ (от лат. mutus
немой) — специфическая немота, которую характеризуют как
демонстрируемую неспособность к экспрессивной речи при сохранности речевого аппарата.
Наблюдается при психических заболеваниях (истерический М.), у застенчивых детей, при аутизме и др.
Существует также избирательный М. — немота в одних ситуациях (напр., в школе и на улице) и
нормальная речь в кругу близких. (Б. М.)
МЫСЛЬ (англ. thought). Слово «М.» употребляется очень широко. Все, что «взбредет в голову»,
называется М. Мысль мысли, действительно, рознь. Есть «Великая М. Природы», есть божественная
или боговдохновенная М., счастливая М., умная М. Есть М. сатанинские, темные, черные, задние. Есть
М. ясные, светлые, прозрачные, глубокие и есть вздорные, смутные, туманные, легковесные,
мелкотравчатые, приходящие наобум. Есть М. живые, уместные, своевременные и мертворожденные,
запоздалые, как сожаления. Есть М. вялые, анемичные, тупые и острые, энергичные, проницательные.
Есть М. высокие, благородные, добрые и есть — низкие, корыстные, злые. Есть свободная М.: М. —
поступление, поступок.
Есть М. блуждающие, несмелые и уверенные, законнопорожденные. Есть М.
трагические, глупые, абсурдные. И есть М. самоуправные, назойливые, они сильнее нас, от них очень
Hosted by uCoz