Navigation bar
  Print document Start Previous page
 283 of 640 
Next page End  

аспекте ничто не мешает нам рассматривать и космическую вселенную как слово.
Рождение М. остается тайной и это м. б. к лучшему. В противном случае люди бы лишились
радости от рождения М. Возможно, самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и
должна сделать школа, — это помочь уч-ся испытать радость от рождения собственной М. Это знал
Руссо: «Кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в
покое». Мамардашвили высказался еще более категорично: «Мышление, М. есть средство,
единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже
бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся
жизни. Причем этот акт необходимо повторять снова и снова. Нельзя это различение (кажущейся и
осмысленной жизни. —
В. З.)
сделать и, положив в карман, жить спокойно. Кажущаяся жизнь
преследует нас во всех уголках нашей души и мира, и мы должны изгонять ее из всех уголков и делать
это постоянно». Философ не писал бы о преодолении посредством мышления кажущейся жизни так
страстно, если бы мышление было легким делом. «Акт думания есть часть испытания нами нашей
судьбы», — говорил он. Думать действительно трудно. Легче принимать решения «без проблем».
Последнее, к несчастью, у многих людей вошло в привычку. Принятие решений и решение проблем —
это вещи разные. Решение, принятое «без проблем», их не снимает. Они остаются, но тогда уже не
проблема стоит перед человеком, а он перед ней, и стоит часто на коленях. Это еще не самый плохой
случай, хуже, когда усилия мышления направляются на оправдание заведомо неверных или
сомнительных решений. (В. П. Зинченко.)
МЫШЕЧНЫЕ СИНЕРГИИ (англ. muscle synergy) согласованное функционирование группы
мышц, участвующих в реализации движения.
Благодаря М. с. движения приобретают стандартную
форму, превращаясь в двигательные стереотипы, штампы. Вместе с тем эти стереотипы динамичны, они
характеризуют результат движения, а не процесс его регулирования, в котором сбивающие реактивные
силы могут не только преодолеваться, но и использоваться для экономии мышечной энергии
иннервации. М. с. наиболее характерны для тех движений, способы выполнения которых нормированы
и стандартизированы (ходьба, танец, бег, мимика, вольная гимнастика и т. д.). (А. И. Назаров.)
МЫШЛЕНИЕ (англ. thinking)
— психический процесс отражения действительности, высшая
форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть
творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла
для
разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее
новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных
сил природы и общества.
М. — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний,
возможное лишь в
том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному
предмету мысли.
В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и
предметов их совместной деятельности).
Начиная с XVII и вплоть до XX в. проблемы М. осознавались в логике эмпирических
представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой
логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия «готовых систем»,
неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой познавательные способности
противостоят столь же неизменным свойствам объектов. К родовым познавательным способностям
относили: созерцание
(способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их
образно-чувственное отражение), М. и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные
формы психической активности и соотносить с ними факты созерцания и выводы мысли). М. оставалась
роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении, в опыте, в эксперименте полученных)
данных. Здесь М. — это прежде всего процесс обобщения их, осуществляемый якобы путем
абстрагирования от их несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как
анализ и синтез,
сравнение и классификация. Понимание познания как созерцания прежде всего (что
нашло свое отражение в главном принципе сенсуализма:
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in
sensu — нет ничего в разуме,
чего не было бы ранее в ощущениях) изначально обрекало разум и его
способность к М. на непреодолимый отрыв от самой сущности объектов: лишь субъективные
ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конечным предметом мыслящего разума.
На этой основе развивались концепции М. в эмпирической,
в частности в ассоциативной,
психологии (Д. Гартли,
Дж. Пристли, И. А. Тэн, Г. Эббингауз, В. Вундт).
Формально-логические, т. е.
отвлеченные от содержания, операционно-машинные действия субъекта со знаками и др. средствами
общения полностью исчерпывали психологическое понимание М., т. е. содержательная сторона М. —
Hosted by uCoz