Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 640 
Next page End  

возможных этапов творческого мышления (см. Креативность, Мышление продуктивное, Творческий
акт). В этих случаях М. д. может как предшествовать интуитивному процессу, так и следовать за ним.
В 1-м случае оно составляет процесс формулирования проблемы, во 2-м — систематическое
доказательство истинности нового знания др. людям. См. также Дедукция, Разум, Энтимемы.
МЫШЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЕ (англ. complex thinking)
— мышление ребенка и взрослого,
осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений,
основанием для которых служат
отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.
По Л. С. Выготскому,
«мышление в
комплексах» — стадия в развитии понятий ребенка, промежуточная между синкретами (см.
Синкретизм)
и истинными понятиями.
Он выделил 5 форм комплексов. 1. Наиболее типичные
обобщения состоят из отдельных, связанных в единую цепь элементов, которые не имеют единого
структурного центра; такой ассоциативный комплекс есть объединение разнородных предметов на
основе их связи с образцом (прототипом) по любому признаку. 2. Комплекс-коллекция — это группа
разнородных предметов, взаимно дополняющих друг друга и объединенных с образцом по к.-л. одному,
обычно практическому признаку. 3. Цепной комплекс строится по принципу динамического,
временного объединения отдельных звеньев в единую цепь и переноса значения через отдельные звенья
этой цепи. В процессе образования цепного комплекса все время совершается переход от одного
признака к др. 4. Диффузный комплекс возникает на основе единого признака, однако для него
характерна неопределенность; такой комплекс чаще всего возникает по отношению к вещам,
выходящим за пределы практического опыта ребенка. 5. В псевдопонятиях (см.) обобщение
совершается уже по единому основанию, но оно еще не отделено от чувственно данной картины вещей,
не поднимается над входящими в нее элементами, сливается в ними.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ один из видов мышления, выделяемый не по
типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи (практической или
теоретической, познавательной) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их
взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам
субъект мышления. Развитие интеллекта начинается с М. н.-д., как в фило-, так и онтогенезе.
В нем
закладывается начало и исходное основание для обобщенного отражения реальности в структурах
индивидуального опыта.
М. н.-д. часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки которого
обнаруживаются в поведении не только детей, но и животных (напр., исследования интеллекта
человекообразных обезьян; аналогичные исследования интеллекта детей раннего возраста). Но
исследованиями сложившихся форм мышления у человека установлено, что М. н.-д. присуще многим
видам профессиональной деятельности, его средствами решаются достаточно сложные проблемные
задачи, которые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов,
руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уровни обобщенного отражения
действительности зависят от результатов «усмотрения, видения» реальности, которые достигаются
действиями М. н.-д. Следует обратить внимание на то, что в детской психологии существует давняя
традиция синонимического употребления терминов «практическое мышление» (см. Мышление
практическое)
и «М. н.-д.», но в более широком контексте психологии мышления этого следует
избегать (об этом писал еще Б. М. Теплов).
Определением «наглядное» подчеркиваются особенности формы представления объектов и
условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они
могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося
знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и
отношений. Сведения об этом получают в процессе реального преобразования ситуации, на что
указывает 2-я часть термина — «действенное». Как и всякое мышление, М. н.-д. является
осмысленным выделением признаков объектов, выбором средств воздействия и преобразованием
ситуации. Осмысленность выражается и в том, что цель и направление всех действий не
устанавливается заранее, а определяется на основе промежуточных результатов преобразований
обобщаемого содержания.
В нормальной и клинической психодиагностике для обследования М. н.-д. используются
различные комбинаторные и конструктивные задачи, из которых наиболее известны «доски Сегена»,
задачи по сборке куба Линка и задачи на воспроизведение изображения с помощью кубиков Коса.
(В.
М. Гордон, Б. М.)
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ вид мышления, который осуществляется на основе
преобразований образов восприятия в образы-представления,
дальнейшего изменения, преобразования
Hosted by uCoz