Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 640 
Next page End  

Психодиагностика, Психометрика).
НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕКМАШИНА» (англ. reliability of manmachine
system)
совокупная характеристика техники и обслуживающих ее людей, обеспечивающая
функционирование этой системы в рамках установленных для нее требований, безотказность и
восстанавливаемость технических средств, их периодическую профилактику, безошибочность действий
оператора, его медико-биологическую надежность, удовлетворение потребности в отдыхе, возможность
восстановления работоспособного состояния, готовность технических средств и операторов к работе. В
качестве общего показателя Н. с. «ч.-м.» может использоваться вероятность своевременного
безошибочного и безотказного применения (функционирования) антропотехнической системы. Н. с.
«ч.-м.» зависит от условий и режимов работы людей, выполняемых ими функций, конструкции,
режимов и особенностей функционирования технических средств. См. Надежность деятельности
человека-оператора, Отказ человека-оператора, Система «человек—машина». (В. М. Мунипов.)
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА (англ. reliability of test)
в статистическом смысле — постоянство,
устойчивость результатов, получаемых с его помощью. Н. т. определяется путем установления
корреляций между результатами первого и повторного применения теста (коэффициент Н. т.) или —
сопоставления данных, полученных при проведении теста, с результатами применения эквивалентного
теста. См. Надежность измерения, Психодиагностика. (В. И. Лубовский.)
НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА (англ. reliability of human operator)
совокупность свойств человека, обеспечивающая выполнение им требуемых функций в системе
«человек—машина».
Понятие Н. ч.-о. было введено по аналогии с понятием «надежность технических
средств», однако 1-е по своему содержанию неизмеримо сложнее 2-го. В медико-биологическом
аспекте проблема Н. ч.-о. рассматривается в связи с устойчивостью физиологических и психических
процессов, определяющих работоспособность человека.
Решение психологических проблем Н. ч.-о. включает оценку типологических особенностей
человека с учетом требований конкретной управляемой системы, а также изучение закономерностей
формирования его безошибочных и своевременных действий в ходе приема информации, принятия
решений и реализации управляющих воздействий.
Имеются попытки определить с помощью статистических данных (как и для технических
систем) интенсивность отказов (ошибок) человека-оператора при решении перечисленных выше задач.
Однако эти характеристики могут резко изменяться с изменением конструкции технических средств и
тем более с переходом человека в др. систему «человек—машина». В настоящее время считается
невозможным и нецелесообразным определять Н. ч.-о. с помощью какого-либо одного показателя,
рассмотренного безотносительно к деятельности человека в конкретных системах. См. Ошибка.
НАЗАЛЬНЫЙ (от лат. nasus нос) носовой, относящийся к носу; напр., Н. звук (в речи); Н.
половина сетчатки.
НАИВНЫЙ (от лат. nativus
естественный, натуральный) — простодушный, по-детски
непосредственный, доверчивый и неопытный. В экспериментальной психологии используется термин
«Н. испытуемый» для обозначения испытуемого, который не знает настоящих целей эксперимента. (Б.
М.)
НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ (англ. naive realism)
когнитивная позиция (не только в философии,
но и в обыденном сознании), для которой характерны: 1) отсутствие рефлексии познавательных
процессов (прежде всего сенсорно-перцептивных, но в грубых формах и мыслительных); 2)
некритическое объективирование продуктов последних (образов, понятий, оценочных суждений); 3)
абсолютизация собственной т. зр., возведение ее в ранг истины (гносеологический эгоцентризм).
Против. позиция получила в философии название «критический реализм». С т. зр. наивного реалиста,
реальность — это то, что он лично наблюдает в ней, а также то, что он думает и знает о ней. Н. р., как
заметил Ж. Пиаже,
есть смертельный враг здоровой психологии познания. Однако Пиаже отлично
понимал, что Н. р. — это и предмет изучения психологии (особенно детской), поскольку Н. р. — одна
из характерных сторон детского эгоцентризма: «мы все начинаем с Н. р.» (Б. Рассел). В науке Н. р.
проявляется в догматизме и некритическом гипостазировании теоретических понятий. См. также
Художественные представления. (Б. М.)
НАИВНЫЙ ФОРМАЛИЗМ — см. Художественные представления.
НАМЕРЕНИЕ (англ. intention, purpose)
— сознательное решение, выполняющее функцию
побуждения и планирования поведения или деятельности человека. Син. интенция,
квазипотребность
(К. Левин). Н. формируется: 1) когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2) когда
удовлетворение потребности не м. б. достигнуто непосредственно, а требует достижения
Hosted by uCoz