Navigation bar
  Print document Start Previous page
 300 of 640 
Next page End  

труда; 5) подготовка и повышение квалификации рабочих кадров; 6) улучшение условий труда; 7)
рационализация режимов труда и отдыха; 8) укрепление дисциплины труда и повышение творческой
активности работающих. При внедрении НОТ решается триединая задача — экономическая
(повышение производительности труда), психофизиологическая (сохранение здоровья), социальная
(развитие личности трудящегося). При разработке НОТ находят применение результаты исследований
по психологии труда, физиологии и гигиене труда, эргономике, инженерной психологии и технической
эстетике.
НЕБЫЛИЦЫН ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (1930-1972) отечественный психолог,
безвременно погибший в авиационной катастрофе; воспитанник научной школы дифференциальной
психофизиологии Б. М. Теплова,
энергично продолживший дело учителя после его кончины. Труды Н.
посвящены проблемам общих свойств н. с.
человека, темпераменту,
структуре эмоциональности,
напряженности деятельности операторов систем управления и др. В последние годы своей короткой
жизни Н. начал развивать проблематику целостной характеристики индивидуальности,
что заставило
его обратиться к общей психологии.
Он восстановил в правах понятие «активность»,
которое
значительно шире понятия «деятельность» и более адекватно в контексте проблематики
индивидуальности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств,
обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней
действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может
реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч. речедвигательном), либо в
социальном (общение) плане»; «Степени активности распределяются от вялости, инертности и
пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности
действий и постоянного подъема на др. ...При этом направление, качество и уровень реализации этих
тенденций определяются др. («содержательными») особенностями личности — ее интеллектуальными и
характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов» (Н.
Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976, с. 178, 251). Соединение
т. о. понимаемой активности с представлениями о деятельности помогло бы преодолеть ее
«бесхарактерность» и «безличностность». (В. П. Зинченко.)
НЕВРАСТЕНИЯ — см. Неврозы.
НЕВРОЗЫ (от греч. neuron
жила, нерв) — группа «пограничных» функциональных нервно-
психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии
психотических явлений.
Н. имеют полифакторную природу. В этиологии Н. определенную роль играют след. факторы:
биологические (наследственность и конституция,
длительные соматические заболевания);
социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание);
факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические
травмы и т. п.). Для клинической картины Н. характерно сочетание нарушений высшей нервной
деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги,
собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей
ситуацией, и др.).
Среди Н. выделяют неврастению, Н. страха, истерический Н. и Н. навязчивых состояний.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения н. с., переутомления. Термин
«неврастения» ввел М. Бирд в 1869 г. (букв.: «нервная астения, слабость»). Клиническое проявление
неврастении — синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям,
подавленное настроение и т. п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и
повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения.
У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве
общей соматической слабости.
Чувство страха в клинической картине различных Н. занимает большое место. Если синдром
страха — ведущий, можно говорить о Н. страха. Непосредственной причиной Н. страха могут стать
остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и
др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной
тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или
конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т. п.). (См. Фобии.)
При истерическом Н. (см. Истерия)
клиническая симптоматика может проявляться в моторной
сфере (судорожные припадки, астазия, абазия), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая
глухота, слепота, мутизм)
и вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения
Hosted by uCoz