Navigation bar
  Print document Start Previous page
 304 of 640 
Next page End  

слоев коры, с более широкими рецептивными полями и не столь острой ориентационной настройкой;
они чувствительны к более быстрым движениям стимула. Сверхсложные нейроны (пирамиды II-III
слоя) во многом сходны с простыми, но чувствительны к ширине и длине световой полоски и сильно
реагируют на острые углы и изломы на контурах изображений.
Описаны также Н.-д. более сложных признаков изображений: наиболее интенсивно
возбуждаемые, напр., движущейся по экрану тенью руки; циклическими движениями, напоминающими
взмахи крыльев; реагирующие лишь на приближение и удаление объектов. Общий принцип работы
систем Н.-д., по-видимому, заключается в формировании Н.-д. все более обобщенных и полимодальных
(зрительно-слуховых, зрительно-соматосенсорных и т. п.) признаков сенсорного сигнала при удалении
от первичных корковых проекций. При этом острота селективности детектирования снижается.
Примеры незрительных Н.-д. немногочисленны. Это слуховые Н.-д. положения источника звука
в пространстве и Н.-д. направления его движения; направления движения тактильного стимула по коже
или угла сгибания сустава; и Н.-д. с определенной настройкой по диапазону температур в
соматосенсорной системе.
Получены убедительные данные о большой пластичности свойств корковых Н.-д. Так, в раннем
онтогенезе удается значительно модифицировать свойства отдельных Н.-д. и их системы путем
избирательной тренировки. Избирательная зрительная тренировка котят в течение первых 4 нед. жизни
приводит к тому, что в коре у них не формируются детекторы тех ориентаций, которые не
предъявлялись, и одновременно выявляется поведенческая слепота к изображениям с этими же
ориентациями. У взрослых животных свойства зрительных Н.-д. значительно изменяются при смене
условий адаптации или уровня бодрствования. См. Зрительное восприятие, Пластичность н. с.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (англ. neuropsychology)
— отрасль психологической науки,
сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии),
физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на
материале локальных поражений головного мозга.
Основоположник Н. в России —
А. Р. Лурия.
Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия
разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций, являющуюся
теоретической основой Н.
В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный
на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для
синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные Лурия (см. Методы Лурия).
С их
помощью описаны различные нейропсихологические синдромы (см. Синдромы нейропсихологические),
представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно
синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого
полушария мозга, а также синдромы поражения глубоких структур мозга.
Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную
теоретическую задачу Н. — изучение мозговой организации высших психических функций с помощью
своих методических приемов. Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов
при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур.
Экспериментальная Н. исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные
формы нарушений психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного.
Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций,
нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов
восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает методами
психофизиологии физиологические механизмы нарушений высших психических функций (см.
Психофизиология локальных поражений головного мозга). Н. детского возраста исследует особенности
нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов,
адаптированных к детскому возрасту (см. Детская нейропсихология).
Н. имеет большое значение для
развития психологической теории, а также для практики диагностики локальных поражений головного
мозга и восстановления нарушенных функций. См. также Блоки мозга. (Е. Д. Хомская.)
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ (англ. neurophysiology)
— раздел физиологии, объектом изучения
которого является н. с. При использовании современных электрофизиологических методик исследуются
нейроны, нейронные ассамблеи, нервные центры и их взаимодействие. Общая Н. изучает
закономерности функционирования н. с. на разных уровнях. Возрастная Н. — это раздел, посвященный
изучению созреванию мозга,
возрастных и индивидуальных особенностей мозгового обеспечения
высших нервных и психических процессов. Клиническая Н.
изучает особенности функционирования
Hosted by uCoz