Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 640 
Next page End  

ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят
от цели опроса и его адресата.
Объем А. варьирует от 2-3 до нескольких десятков и даже сотен
вопросов. А. малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от
одного вопроса к др. Большие А. нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-
фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что
экономит время и повышает качество получаемой информации. Син. вопросник, опросник, опросный
лист. См. Анкетер. (И. А. Мещерякова.)
АНКЕТЕР лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос.
АНКЕТНЫЙ ОПРОС (англ. survey, survey research)
— 1 из 2 основных видов опросных
методов (2-й — интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся
объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко
используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики (напр., в
профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания
ишемической болезнью сердца).
Существенная особенность А. о. — опосредованный характер взаимодействия между
исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare — отвечать),
которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые
ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
1. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или
индивидуальным. 2. По процедуре А. о. м. б. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может
присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому А. о.
(рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому А. о. (респонденты вырезают опубликованную
в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю). 3. А. о., кроме того, м. б.
анонимным или персонифицированным (обычно 1-й побуждает респондента к большей
откровенности).
Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч.: 1) распространенность А. о. в
обществе; 2) правильный выбор адресата; 3) умение мотивировать его; 4) соответствие анкетных
вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем, должны
быть переформулированы в те вопросы, которые он предлагает респонденту); 5) соблюдение правил
построения опросника, учитывающих эффект научения (в нач. помещают относительно простые
фактологические вопросы, затем — касающиеся мнений и оценок и далее — вновь простые, обычно т.
н. «паспортичка» — вопросы демографического характера, позволяющие получить сведения о
респонденте); 6) понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты; 7) четкость, понятность,
доступность формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по
времени, частоте, степени выраженности и пр.); 8) полнота и сбалансированность списка предлагаемых
ответов; 9) использование разных типов вопросов — открытых и закрытых, прямых и косвенных,
личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; 10) отсутствие намеков на желаемый ответ.
Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или
использованием др. методик; анализом документов, наблюдением,
опросом экспертов, групповой
дискуссией и т. д.
К достоинствам А. о. относятся: а) сравнительная экономичность; б) возможность охвата
больших групп людей; в) применимость к самым различным сторонам жизни людей; г) хорошая
формализуемость результатов; д) минимум влияния исследователя на опрашиваемого. А. о. не свободен
от недостатков (самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты,
что
может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения). Кроме
того, при заочных А. о. остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата
пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными
уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток,
календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями
к респонденту и т. д. (И. А. Мещерякова.)
АНОМИЯ.
1. А. (англ. anomia;
от греч. an — отрицание + onyma
имя) — частичная или полная утрата
способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов,
но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.
2. А. (фр. anomie
отсутствие закона; англ. anomie или anomy)
социологический термин,
введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены
Hosted by uCoz