Navigation bar
  Print document Start Previous page
 312 of 640 
Next page End  

рефлексам и является одним из основных безусловных рефлексов (на основе которого вырабатываются
оборонительные условные рефлексы).
Он представляет собой целостную реакцию организма на
раздражители, которая обычно сопровождается повышением тонуса скелетных мышц, учащением
сердечного и дыхательного ритмов, усилением деятельности желез внутренней секреции и обмена
веществ. У человека при этом повышается чувствительность зрительного и слухового анализаторов; в
то же время двигательная и секреторная деятельность пищеварительного тракта, тактильная, вкусовая и
температурная чувствительность понижаются. О. р. часто
сопровождается переживанием отрицат.
эмоциональных состояний (напр., страха, гнева). О. р. связан с возбуждением гипоталамуса и
ретикулярной формации ствола мозга. Ср. Ориентировочная реакция.
ОБРАБОТКА ПО ПРИНЦИПУ «СНИЗУ-ВВЕРХ» И «СВЕРХУ-ВНИЗ» (англ. bottom-up
processing и
top-down processing;
заимствования из компьютерной лексики). 1. Последовательный
переход от восприятия (распознавания) отдельных частей стимула к восприятию (распознаванию) его в
целом (син. data-driven processing);
2. Последовательный переход от общего восприятия
(распознавания) целого к выделению в восприятии отдельных его деталей. (А. И. Назаров.)
ОБРАЗ (англ. image) чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане
пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме,
О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный
О.),
так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой
действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной
цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень
совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется),
накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О.
безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно
(симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае
материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные,
слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь
виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См.
Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов,
Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О.,
перцепт) — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы
чувств. 2. О. представления (см. Представление, Представления памяти).
3. О. воображения (син.
фантазия) — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной
действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение).
4. Послеобраз
(син. последовательный О.)
— следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который
незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза,
но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном
(лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно
движущейся) метки. 5. Эйдетический образ — отчетливое, полное и детальное зрительное
представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания;
отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных
характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко. 6. Фосфены (син.
фотизмы)
хаотические световые «ощущения» («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте
или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до
сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков
кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим
воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 7. Фантом (см. Фантом ампутационный)
ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 8. Галлюцинация — ложное
восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия;
возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное
состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология),
в
стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции. 9. Почти всем знакомы нормальные
сновидные О., которые нередко имеют «кинематографический» и квазиреальный характер. См. также
Психосенсорные расстройства, Энтоптические явления. (А. И. Назаров.)
Добавление ред.: Слово «О.» составное (образ); корень его родственен глаголу резать.
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление образное.
Hosted by uCoz