Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 640 
Next page End  

Т. зр., признающая ведущую роль обучения в развитии (при всей сложности их соотношения) и
широко представленная в работах психологов разных стран, противостоит взглядам Ж. Пиаже и Б.
Инельдер, утверждающих, что обучение лишь пассивно следует за психическим развитием,
приспосабливаясь к его наличному уровню, что развитие имеет законы, независимые от обучения.
Наиболее четко эти различные позиции были представлены на XVIII Межд. психологическом конгрессе
(М., 1966).
Многие вопросы, касающиеся решения данной проблемы, еще требуют разработки. Актуальны, в
частности, вопросы о стадиях развития мышления в различных условиях обучения, о критериях
умственного развития в процессе обучения. Особую актуальность имеет вопрос о воздействии
различных форм обучения на развитие личности уч-ся, на становление ее мировоззрения, убеждений.
ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ — см. Латентное научение.
ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ — см. Одаренность общая.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. general psychology)
раздел психологии,
теоретически и
экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического
отражения в деятельности человека и животных.
Границы, отделяющие О. п. от др. разделов психологии, очерчены нечетко. Иногда под О. п.
понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических
свойств (способности, характер, темперамент)
и психических состояний у нормального взрослого
человека. Распространенным, особенно в западной психологии, является противопоставление О. п. и
психологии личности (также дифференциальной или индивидуальной психологии).
В отечественной
психологии эта т. зр. неоднократно подвергалась критике, т. к. изучение личности относится к числу
центральных задач О. п.
Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной
дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки.
Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях
прикладной психологии, которые, в свою очередь: 1) «поставляют» новые проблемы и идеи для О. п., 2)
осуществляют практическую проверку принципов и теорий О. п., 3) обогащают общепсихологические
абстракции живыми фактами.
ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) взаимодействие 2 или
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-
оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд,
учение,
коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их
деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми.
Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития
людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и
порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.
Процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную
самостоятельность.
О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются
реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми.
Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-
й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. со взрослыми.
Это непосредственно-эмоциональное О.
вне практического сотрудничества с партнером. В таком О.,
выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства
(взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).
К концу 1-го г. жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими —
предметно-действенное О.,
включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность
ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями
выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).
В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. «привязанность»
ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение
многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы
непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется
внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом
возрасте.
О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и па каждом этапе
Hosted by uCoz