Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 640 
Next page End  

психического развития по своему уровню отстает от него.
О.
со взрослыми — один из главных факторов психического развития ребенка. Оно
обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного
по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей
в любом возрастном периоде. (См. Общение педагогическое.)
О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и
новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой
общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и
др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает
качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. См. также
Собеседование.
Добавление: Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в
процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают
изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные
возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно
различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое,
мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в
процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и
перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная
организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной
активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для
преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в
тренинговых группах О. — эффективное средство профилактики отклонений в формировании
личности. См. Группа встреч. (Ж. М. Глозман.)
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ. Несмотря на то что общение обучающего с обучающимся
исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и с тех пор не
прекращается, понятие О. п. родилось недавно: в отечественный психолого-педагогический тезаурус
оно практически одновременно введено в конце 1970-х гг. В. А. Кан-Калликом и А. А. Леонтьевым.
В самом формальном значении О. п. определяется как профессиональное общение отдельного
педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитания
последних как в урочное, так и во внеурочное время. При прагматически-технологическом отношении к
ученикам как объектам управления О. п. рассматривается как способ реализации методов и приемов
педагогических воздействий, имеющих целью или эффективное усвоение программы, или развитие
личности ученика, или и то и др. вместе.
Причины разночтений в дефинициях О. п. коренятся в различном понимании не ситуативного, а
субъектного атрибута этого вида общения, что вытекает из трактовки учебной деятельности, обучения,
роли учителя и ученика. Следует отметить вопросы, без ответа на которые невозможна точная
спецификация О. п. 1. Имеет ли смысл отождествлять общение между учителем и учеником и О. п.?
Следствиями утвердительного Ответа будут: 1) расширение понятия О. п.; 2) признание паритетности
педагога и ученика как субъектов общения, что приводит к пониманию О. п. как общения между
учителем и учеником, обеспечивающего их совместную деятельность; негативный ответ приводит к
сужению понятия О. п. фактически до одностороннего педагогического воздействия. 2. Имеет ли смысл
отождествление О. п. и общения «по поводу обучения и воспитания (данного ученика)»? В случае
утвердительного ответа мы должны отнести к О. п. и профессионально-деловое общение учителей, и
функционально-ролевое общение между учителем и родителями. Остается также открытым вопрос о
допустимости отнесения к П. о. (в широком смысле) коммуникации между самими учениками в
процессе учебной деятельности,
особенно в том понимании последней, которое лежит в основе
развивающего обучения (по ЭльконинуДавыдову).
На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими
особенностями О. п., благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных
видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. О. п. представляет собой
сложный конгломерат делового (социально-ролевого) и личностного общения, причем соотношение
компонентов весьма подвижно и зависит от личностных качеств как учителя, так и ученика, «истории»
их взаимоотношений, совпадения-несовпадения их целей и мотивов, а также целого ряда ситуативных
характеристик (в частности, наличия или отсутствия свидетелей или др. участников общения, времени и
места и пр.). 2. Нередко О. п. одновременно является аксиальным и ретиальным: постоянно и в течение
Hosted by uCoz