Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 640 
Next page End  

входит сознательная цель, которая определяет ее как закон, а сознание отягощено, по словам К. Маркса,
проклятием материи —
языком.
Это означает, что как бы далеко мы не шли в глубь человеческой
истории, мы нигде не найдем человека без сознания,
труда и языка, а если найдем, то это будет не
человек. М. К. Мамардашвили имел свои резоны, говоря, что человек начался с плача по умершему, т. е.
с переживания.
АНТРОПОЛОГИЯ см. Человекознание.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos человек + morphe вид, образ) приписывание
специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является — силам природы, растениям,
животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм)
характерен А. в
отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление
божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями
человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию «идолы рода»,
считая, что в них выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями
и
поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».
С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма,
рефлексологии и школы И. П. Павлова,
которые при этом сами нередко впадали в др. крайности —
механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.
Антропоморфизм эстетический
— творческая установка художника (напр. скульптора),
состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических
объектов. (Б. М.)
АНТРОПОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА см. Система «человекмашина»,
Социотехническая система.
АПАТИЯ (от греч. apatheia бесчувственность).
1. Психическое состояние,
характеризующееся полным отсутствием эмоций, влечений и
желаний; своего рода «эмоционально-мотивационный паралич».
2. В философской литературе А. может пониматься в позитивном смысле — как выдвинутый
древнегреч. философами-стоиками нравственный идеал личности, способной не стремиться к
наслаждениям, не страшиться и спокойно переносить лишения и страдания (греч. pathos переводится
как чувство, страсть), руководствоваться исключительно разумом. Ср. атараксия. (Б. М.)
АПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.
АПОПЛЕКСИЯ (от греч. apoplesso
поражаю ударом) — устаревший мед. термин; так
называлось быстро наступающая неспособность мозга к выполнению своих нормальных функций. В
более узком смысле А. называли кровоизлияние в ткань мозга, приводящее к внезапно или постепенно
возникающему параличу двигательных и чувствительных нервов. Чаще всего мозговые параличи
происходят в старческом возрасте у лиц, страдающих атеросклерозом и хроническим алкоголизмом. Ср.
Инсульт.
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad
к
+ perceptio —
восприятие) — старый философский термин,
содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические
процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного
субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов)
его текущей деятельности,
от
личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой
ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а
под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного,
осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым
условием высшего познания и самосознания.
В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем.
философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании,
А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого
потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что
А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А.
Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами
нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им
апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал,
что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя
психическя сила», детерминирующая поведение личности.
Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия,
Hosted by uCoz