Navigation bar
  Print document Start Previous page
 339 of 640 
Next page End  

Эксперименты показывают, что пластичность нейронов основана не только на пластичности
синаптических потенциалов. Определенные преобразования появляются и в пейсмекерной активности.
Так, повторные инъекции анионов или катионов через электрод, введенный в сому нейрона, приводят к
изменениям, полностью аналогичным тем, которые возникают при истинном привыкании.
Распространенным при изучении нейронных основ памяти является поиск структур, нейроны
которых обнаруживают пластические изменения при научении. Достижением этого направления
является нейроанатомическая локализация следа памяти поведения пассивного избегания. Показано,
что гиппокамп, миндалина (см. Амигдала)
и хвостатое ядро содержат нейроны, осуществляющие
поведение данного вида. В работах с применением метода экстраклеточной регистрации
электрической активности отдельных нейронов показано, что в различных ситуациях обучения
пластичность обнаруживают нейроны гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры.
Существуют предположения о роли глиальных элементов в памяти. Р. Галамбос (1961) считает,
что долговременная память связана именно с функцией глиальных элементов. В др. работах показано,
что глия, а именно олигодендроциты, принимает участие в замыкании условного рефлекса.
Тем не
менее определенных данных о роли глии в процессах памяти пока не было получено.
Г. Хиденом (1964,
1967) выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Предполагается,
что память связана с изменением последовательности оснований в молекуле РНК. Показаны
качественные и количественные изменения содержания РНК в процессе научения. Определенная роль
отводится и белкам, которые синтезируются благодаря РНК. Однако эксперименты, выполненные с
применением фармакологических препаратов, влияющих на синтез протеинов, РНК и др., пока не дали
к.-л. убедительных подтверждений этих представлений. См. Мнемическая функция, Памяти
морфологический субстрат.
ПАМЯТЬ (англ. memory)
запоминание, сохранение и последующее воспроизведение
индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация
временных связей в мозге (см. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Энграмма).
Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы
чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
История изучения П. в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и
отражает основные этапы ее развития. Одной из первых теорий П. является ассоцианистическая
теория. Ее центральное понятие —
«ассоциация» —
обозначает связь, соединение и выступает в
качестве объяснительного принципа всех психических образований. Необходимым и достаточным
основанием для образования связи между 2 впечатлениями ассоцианизм считал одновременность
появления их в сознании. Соответственно П. рассматривалась не как активный процесс (деятельность)
человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций.
Выделялись 3 типа ассоциаций — по смежности, по сходству и по контрасту. Содержание понятия
ассоциации в дальнейшем существенно переосмыслялось и углубилось, но само это понятие прочно
закрепилось в психологии П. Запоминание — это действительно связывание нового с уже имеющимся в
опыте. По словам О. Мандельштама, «образованность — это школа быстрейших ассоциаций». Но связи
образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не
дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо
позже.
Представители ассоциативной психологии (Г. Эббингауз, 1885; Г. Мюллер, 1911; А. Пильцеккер,
1900) сделали первые попытки экспериментального изучения П. . Основным предметом исследования
было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка
Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов П.
Дальнейшие исследования П. были не простым продолжением этих работ, а их переносом на
новые области и введением в исследование новых форм П. Бихевиористы провозгласили в качестве
единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т. е.
между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в
исследованиях бихевиористов заняла проблема навыка (Э. Торндайк, Э. Толмен).
П., с их т. зр.,
исчерпывалась приобретением различных двигательных и речевых навыков и изучалась
преимущественно в непроизвольной форме. В исследованиях произвольной П. у бихевиористов в
качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть. В этих работах получили
подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность
заучивания, о его зависимости от объема и характера материала и т. д. Были получены также новые
факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.
Hosted by uCoz