Navigation bar
  Print document Start Previous page
 349 of 640 
Next page End  

Применение знаний, Проблемное обучение, Программированное обучение, Развивающее обучение,
Эвристическая педагогика. О дедуктивном методе обучения см. Дедукция.
Учение — это система специальных действий, необходимых уч-ся для прохождения основных
этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же
законам, как и любые др.
Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей
формирования и функционирования учебной деятельности в условиях сложившейся системы обучения.
В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в
усвоении различных научных понятий уч-ся средней школы. Изучена также роль жизненного опыта уч-
ся, речи, характера предъявляемого учебного материала и др. в усвоении знаний.
В 1970-х гг. в П. п. все чаще стали использовать др. путь: изучение закономерностей становления
знаний и учебной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения (см.
Экспериментальное обучение).
Прежде всего эти исследования показали, что управление процессом
учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений; полученные результаты имеют важное
значение для нахождения оптимальных путей обучения и выявления условий эффективного
умственного развития уч-ся.
Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и
принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т. п. в условиях учебной и
воспитательной деятельности в школе. П. п. изучает также зависимость усвоения знаний, умений,
навыков, формирование различных свойств личности от индивидуальных особенностей уч-ся.
В отечественной П. п. созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная, теория
поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее
распространение получила бихевиористическая теория (см. Бихевиоризм, Учение).
П. п. наряду с общепсихологическими методами исследования использует ряд специфических. К
их числу относится т. н. генетический метод (см. Экспериментально-генетический метод
исследования психического развития).
Его особенность состоит в том, что интересующее явление
изучается в процессе его формирования, в динамике. Наиболее характерным для П. п. является
применение этого метода в естественных условиях учебно-воспитательной практики. Важно
подчеркнуть, что при формировании изучаемых явлений должны учитываться закономерности,
которыми располагает П. п. В силу этого П. п. предъявляет особые требования к генетическому методу
(формирующему эксперименту), применяемому также в др. областях психологии. Нашли применение в
П. п. моделирование,
методы системного анализа и др. Математическое моделирование пока еще не
вышло за рамки изучения простейших актов научения, но сфера его применения расширяется. См. также
Обучающий эксперимент, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии.
ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais
дитя + logos
слово, наука) — течение в психологии и
педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в
педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной
педагогики.
Основателем П. признан амер. психолог С. Холл,
который создал в 1889 г. 1-ю педологическую
лабораторию; сам термин придумал его ученик — О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в
труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет
воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником
рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев,
организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были
благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались
подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее
руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.),
четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней
наук, успеха не имели.
П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с
учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в
условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала,
объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки.
Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4
Hosted by uCoz