Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 640 
Next page End  

основных принципа.
1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то
физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии.
Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером
может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы
внутренней речи взрослого.
3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не
только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и
достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных
потрясений было особенно актуально.
4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно
осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями;
разрабатывалась теория и практика психодиагностики.
В Л. и М. действовали ин-ты П., где
представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов
готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской
психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с
повседневной практической работой.
В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социогенеза,
тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые
репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П.
вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен
«эклектиком», Басов и Блонский — «пропагандистами фашистских идей».
Постановления и последовавшая обвальная «критика» варварски, но мастерски извратили саму
суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону,
теории 2 факторов (см.
Конвергенции теория),
фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и
наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П.
Зинченко, педологов погубила их система ценностей: «Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест.
Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство».
Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. — М., 1935), работы Выготского и
его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о
психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см.
Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный
фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды
были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте,
а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки
теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При
этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не
позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И.
А. Мещерякова.)
Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль
в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов
прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта
комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)
ПЕДОФИЛИЯ см. Половые извращения.
ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (англ. primary mental abilities)
термин амер. психолога Луиса Терстоуна (Thurstone L. L., 1887-1955), назвавшего так совокупность из 7
факторов, выделенных им с помощью метода факторного анализа корреляций между более 50 разными
тестовыми заданиями, которые обычно используются в тестировании интеллекта.
Терстоун дал след.
названия и буквенные обозначения каждой из П. и. с: понимание языка (V от verbal comprehension),
словесная гибкость (W от word fluency),
счетная способность (N от numerical),
пространственное
воображение (S от space),
память (M от
memory),
восприятие (P от perceptual)
и способность к
умозаключению (R от reasoning).
Концепция интеллекта, разработанная Терстоуном (1938),
противопоставляется концепциям, сводившим интеллект к одному генеральному фактору (А. Бине,
Ч.
Спирмен); она отрицает адекватность измерения интеллекта одним показателем типа коэффициента
Hosted by uCoz