Navigation bar
  Print document Start Previous page
 353 of 640 
Next page End  

напр. при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т. п.), при
выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т. д., и отражают нарушения контроля
за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным.
Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности
нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье
Представления памяти. (Е. Д. Хомская.)
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (англ. perceptual actions)
— основные структурные единицы
процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны
чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации,
приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.
Впервые
понятие П. д. было выдвинуто А. В. Запорожцем, в школе которого они и были наиболее полно изучены
(см. Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий).
В настоящее время
понимание восприятия как системы П. д. широко распространено в отечественной психологии. Близки к
нему высказывания таких видных зарубежных психологов, как Ж. Пиаже,
Дж. Гибсон, Р. Хелд, У.
Найссер.
Исследования онтогенетического (см. Онтогенез)
развития процессов восприятия показывают,
что вначале они бывают включены во внешние практические действия ребенка. По мере усложнения
деятельности и тех требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации,
происходит выделение собственно П. д., осуществляемых в плане чувственного образа. Генетическая
связь П. д. с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере.
В движениях руки, ощупывающей предмет (см. Осязание),
в движениях глаз,
прослеживающих
видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное
сравнивание образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция.
Дальнейшее развитие деятельности сопровождается значительным сокращением моторных
компонентов П. д., в результате чего процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного
(симультанного) акта «усмотрения». Эти изменения обусловливаются выработкой у ребенка целой
системы оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов,
опосредствующих восприятие и
превращающих его из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания.
Важно
отметить, что сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам
сенсорных качеств, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка» фонем
родного языка или система геометрических форм. Усваивая на протяжении детства системы
сенсорных эталонов, ребенок научается пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками
для систематизации свойств окружающей действительности.
Всякое П. д. может реализоваться с помощью значительного числа различных перцептивных
операций.
Большое практическое значение имеет исследование операционально-технической стороны
специфически-перцептивных (наблюдательных) видов трудовой деятельности операторов
радиолокационных станций, дешифровщиков следов элементарных частиц и аэрофотоснимков. В их
составе были выделены и изучены такие П. д., как обнаружение сигнала, выделение информационных
признаков и ознакомление с ними, идентификация,
опознание (категоризация), т. е. отнесение
воспринятого объекта к тому или иному классу. Сравнительно мало изучены процесс координации
различных П. д. и составляющих их операций в микро- и макроинтервалах времени (см. Метод
микроструктурного анализа).
Актуальным представляется также исследование смысловых отношений,
связывающих П. д. с деятельностью, в контексте которой они осуществляются. Решение этих задач
позволит приблизиться к пониманию психологических механизмов эстетического восприятия и
визуального мышления.
ПИАЖЕ ЖАН (Piaget, 1896-1980) швейцарский психолог, основатель Женевской школы
генетической психологии.
В 1-й период своего творчества П. открыл ряд особенностей детских
представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих
действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного
руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная
П. эгоцентризмом (см. Центрация):
как считает П., «ребенок судит всегда обо всем со своей
собственной, индивидуальной т. зр.; ему очень трудно стать на позицию других»; иначе говоря,
мышление ребенка в значительной степени подчинено «логике» его собственного восприятия.
Основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем),
нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему,
непонимание относительности некоторых понятий и т. п. Эгоцентризм проявляется также в
Hosted by uCoz