Navigation bar
  Print document Start Previous page
 354 of 640 
Next page End  

эгоцентрической речи.
Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу
социализации.
Во 2-й период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив
стадию сенсомоторного интеллекта (0-2 г.), стадию дооперационального мышления (2-7 лет), стадию
конкретных операций (7-12 лет) и стадию формальных операций (примерно до 15 лет). При этом
умственные действия (см. Операция, Операции интеллектуальные)
рассматриваются П. как
интериоризация первоначально внешних действий.
Теоретические и эмпирические работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние
на современные разработки в области философии и методологии познания (см. Генетическая
эпистемология),
хотя и подвергались обоснованной критике со стороны ряда школ сов. психологии (Л.
С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.), в частности за рассмотрение П. психического
развития ребенка вне социально-исторического контекста, понимание этого развития как спонтанного
процесса, практически не зависящего от обучения, рассмотрение эгоцентрической речи как
«отмирающей речи», а не как промежуточного этапа на пути формирования внутренней речи
(Выготский) и др. См. также Аккомодация, Ассимиляция, Группировка, Декаляж, Сохранение.
(Е. Е.
Соколова.)
ПИАР см. Паблик рилейшнз.
ПИГМАЛИОНОФИЛИЯ (по имени мифического греч. скульптора Пигмалиона, отвергавшего
женщин и влюбившегося в изваянную им статую женщины, и греч. philia — любовь) — вид полового
извращения,
при котором объектом полового влечения (либидо)
является женское изображение,
скульптурное или живописное), а сексуальное возбуждение и разрядка наступают при любовании и
касании. Син. пигмалионизм, монументофилия, иконолагния. Считается, что в П. присутствуют
элементы визионизма (см. Половые извращения) и фетишизма. Особо выделяют синтез П. и садизма
садистский П., при котором девиант достигает полового удовлетворения, нанося повреждения объекту
своего влечения. П. наблюдается исключительно у мужчин. Некоторые авторы относят к П. и
порнографоманию — достижение полового возбуждения и удовлетворения при чтении или
рассматривании порнографической продукции (см. Порнография)
и особенно при создании ее, если
мотивом является не обогащение, а выражение своих сексуальных фантазий. Эротографоманию,
проявляющуюся в патологической фиксации на писании любовных писем, также иногда причисляют к
П. (И. А. М.)
ПИСЬМО см. Речь письменная.
ПЛАСТИЧНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. plasticity of nervous system) способность к
адекватным перестройкам функциональной организации мозга в ответ на значимые изменения внешних
и внутренних факторов. Различают 2 аспекта этого понятия.
1. Пластичность нервных элементов мозга в раннем онтогенезе как возможность
компенсаторной перестройки их структуры и связей при различных повреждающих взаимодействиях, в
условиях обогащенной и обедненной среды. Отмечается недоразвитие нервных элементов в различных
отделах мозга при функциональной сенсорной депривации и усиленное развитие синаптического
аппарата в условиях обогащенной среды. Описаны специфические пластические перестройки
функциональной активности нейронов в раннем онтогенезе при изменении структуры предъявляемых
зрительных стимулов. К примеру, у котят, лишенных с момента рождения определенных паттернов
зрительного стимула, не формировалась способность к их восприятию, когда их помещали в
естественную среду. С возрастом возможность компенсаторных пластических перестроек нейронного
аппарата снижается (см. Нейрон-детектор).
2. Функциональная пластичность зрелого мозга на нейронном (напр., длительное повышение
реактивности нейронов после высокочастотной стимуляции — посттетаническая потенциация) и
системном уровнях. Последняя проявляется как формирование функциональных связей структур,
адекватно вовлеченных в текущую деятельность. Эта форма П. н. с. постепенно формируется в
онтогенезе как результат дифференциации и специализации нервных элементов, нейронных ансамблей,
нервных центров, нарастания их связующего звена — волокнистых структур и возможности их
избирательной мобилизации и интеграции за счет регулирующей системы мозга (см. Блоки мозга). (Д.
А. Фарбер, Н. В. Дубровинская.)
ПЛАТО (англ. plateau)
— участок на кривой упражнения (научения),
идущий параллельно оси
абсцисс, если по ординате откладывают показатели успешности формирования навыка (скорость,
процент верных ответов и т. п.), а по абсциссе — время тренировки навыка в той или иной форме
(напр., очередные пробы). Появление П. выражает графически прекращение повышения успешности
Hosted by uCoz