Navigation bar
  Print document Start Previous page
 369 of 640 
Next page End  

самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский).
П. не являются автоматизмы, рефлексы,
баллистические движения, действия — импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по
приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли).
П. включает
творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным,
привычным, заведенным порядком. П. — личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично
реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта.
П. в
целом, согласно М. М. Бахтину,
обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью
(нетехничностью), ответственностью, единственностью, событийностью.
В отечественной психолого-педагогической традиции имеется синкретическое слияние в
трактовке П. и действия. Получается, что П. — это тоже некое действие, при этом действие,
обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить П. в уме, про себя, так, чтобы об этом
никто не знал, — это абсурд. Отождествление П. и действия оставляет вне рассмотрения значительную
подготовительную работу, предшествующую П., а также феномены внутреннего выбора, не имеющие
отчетливых хронологических границ во внешних проявлениях.
Успешный П. и успешное действие — это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве
успешных разные. Для оценки успешности действия используются процессуально-целевые критерии.
Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло
цели, либо и то и др. П. может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был
произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной
оценки: базой для его оценки служит г. о. не технологическая, а морально-этическая сфера. Об этом,
собственно, и говорил Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств П. его нетехничность.
После своего свершения П. застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится
из опыта П. Как совершаемые предметные действия ведут к фиксации перцептивных или моторных
установок, так совершаемые П. ведут к фиксации социальных, точнее личностных, установок. Об этом
писали А. В. Запорожец и А. Г. Асмолов. И эти установки, согласно Д. Н. Узнадзе, представляют собой
целостную модификацию личности, что не противоречит тезису Бахтина о единственности П. В
человеческой жизни все как в первый раз.
Позитивно оцениваемые обществом П. взрослых, а тем более значительные для общества П.,
получают особые имена. Их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, возвеличиваются
и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-
этической сферы и начинают «работать» на ту же педагогику для коррекции и формирования
нормативно-релевантных действий детей. (В. П. Зинченко.)
ПОТОК СОЗНАНИЯ (англ. stream of consciousness)
— исходящее из свидетельств
интроспекции определение процессов сознания как изменчивых, непрерывных, целостных, данное амер.
психологом У. Джемсом. Джемс подверг критике В. Вундта и Э. Титченера за трактовку сознания как
конгломерата отдельных элементов — ощущений и их совокупностей.
Популярность концепции П. с. была обусловлена ее направленностью против атомизма в
психологии. Однако, оставаясь на уровне феноменологического описания сознания, эта концепция не
смогла объяснить его действительную природу и детерминацию.
ПОТРЕБНОСТИ (англ. needs)
форма связи живых организмов с внешним миром, источник
их активности (поведения, деятельности).
П. как внутренние сущностные силы организма побуждают
его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и
развития индивида и рода.
В своих первичных биологических формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом
в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Биологическим П. присущ
гомеостатический характер: побуждаемая ими деятельность всегда направлена на достижение
оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, возобновляется при
отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении (см. Гомеостаз, Ощущения
органические).
П. животных сводятся к сохранению индивида и продолжению рода, обмену веществ с
окружающей средой, развитию и совершенствованию жизненно важных ориентировочных и
исполнительных реакций. Большинство П. животных имеет форму инстинктов,
в которых от
рождения «записаны» не только свойства релевантных потребностям предметов (см. Мотив),
но и
основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими.
П. человека и животных неодинаковы. Даже П. физического существования человека,
обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных П. животных, поскольку у
человека они не определяют формы его жизнедеятельности, а, напротив, способны трансформироваться
Hosted by uCoz