Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 640 
Next page End  

системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли,
Т. Браун, Джеймс
Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым
подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все
законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых
элементов (ощущений или представлений).
3. Середина XIX — нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в
экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности
свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в
концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля,
«творческие
ассоциации» А. Бэна);
предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом
(эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А.
используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений
психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд),
в практике судебной
экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др.
4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в
различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что
«ассоциация — это вообще не столько «механизм», сколько явление, — конечно, фундаментальное, —
которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С. Л. Рубинштейн).
Критический
анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX
в. (Е. Е. Соколова.)
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (англ. association experiment)
— термин,
утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации
личности, который был предложен в самом нач. XX в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним
М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов
как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих
ассоциаций,
частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-
стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих
данных можно судить о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого (см. Аффекты),
его установках и т. п.
В 1920-е гг. А. Р. Лурия предложил для диагностики «скрытых следов аффекта» т. н.
«сопряженную
моторную методику»,
которая представляла собой модифицированный вариант А. э.
Испытуемый одновременно со словесным ответом должен был выполнять определенные движения 2
руками (напр., нажимать указательными пальцами обеих рук на 2 телеграфных ключа). Наличие
«скрытых следов» аффекта констатируется при этом не только на основе анализа словесных ответов, но
и исследования «гармоничности» (дисгармоничности) связи возникающих моторных реакций со
словесными ответами. Первоначально применялся в судебной практике с целью выявления ложных
свидетельских показаний, а также в психиатрии, в настоящее время различные модификации А. э.
используются в психодиагностических и исследовательских целях. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: Выделяют несколько типов А. э. Самые известные из них след. 1. Свободный А. э.
(первые варианты которого предлагали Э. Крепелин, К. Юнг, М. Вертгеймер и др.) — испытуемый в
ответ на предъявленное экспериментатором слово стимул отвечает как можно быстрее «первым
пришедшим на ум» словом (см. также Тесты проективные).
2. Направленный А. э.
— отличие от
свободного А. э. состоит в том, что испытуемому предлагают отвечать не любым словом, а словом из
ограниченной области (напр., ответное слово д. б. синонимом или видовым понятием и т. п.). 3. Цепной
А. э. — испытуемому могут предложить в течение определенного времени, напр. 1-3 мин, произносить
любые «приходящие в голову» слова («поток сознания»),
однако возможен и вариант направленного
цепного А. э. Заметим, что эти типы А. э. поддаются двумерной дихотомической классификации по
след. признакам: парный—цепной, свободный—направленный. (Б. М.)
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio соединение) возникающая в опыте индивида
закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями,
чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за
собой и появление др. Явление А. описано еще Платоном и Аристотелем,
однако термин «А.» был
предложен Дж. Локком.
В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни
авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое—синее), контрасту (черное—белое),
по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем
Hosted by uCoz