Navigation bar
  Print document Start Previous page
 370 of 640 
Next page End  

в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым
они вступают.
Специфика П. человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный
индивид, а как элемент различных социальных систем, в т. ч. человечества в целом как родовой
общности. Высшие П. человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными
общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это
относится как к П. социальных групп и общества в целом, так и к П. каждой отдельной личности,
в
которых выражается ее социальная сущность.
Тем не менее вопрос о природе человеческих П. остается дискуссионным. Некоторые
исследователи считают их врожденными (см., напр., А. Маслоу, З. Фрейд).
Другие полагают, что
социальность всех без исключения человеческих П. проявляется в их содержании, происхождении и в
способах реализации (удовлетворения). С этой т. зр. П. человека не являются врожденными, они
формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности.
Развитие человеческих П. происходит через расширение и изменение круга их предметов.
Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие
общественных П., которые присваиваются индивидами в процессе их социализации,
вхождения в мир
общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.
Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению
которой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые,
познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. П. Среди них различают
субстанциональные П., жизненная значимость которых определяется необходимостью той или иной
формы взаимодействия с предметом П. (напр., пищевая, познавательная), и функциональные П.,
побуждающие к деятельности, главным моментом которой является сам процесс (рекреационная,
игровая П.). Существует несколько десятков др. оснований классификации человеческих П. Наиболее
существенные и распространенные из этих классификаций: по происхождению (биогенные,
психогенные и социогенные П.), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные,
общечеловеческие), по
объекту (материальные и духовные), по функции (П. физического и
социального существования; П. сохранения и П. развития) и т. д. Однако многие П. трудно однозначно
классифицировать по этим основаниям; так, есть П., сочетающие в себе черты материальных и
духовных или эстетических и познавательных П. (см. Проблемное обучение).
П. человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих
возможности тех или иных взаимодействий с миром, и необходимости в тех или иных формах
активности, определяемой биологической и социальной программой жизнедеятельности. Обязательным
условием формирования П. в той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на
ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и/или может выступать как средство
реализации др. П. Так, напр., П. в алкоголе развивается в процессе его потребления, первоначально
выступая средством реализации П. в общении, самоутверждении, принадлежности к группе или являясь
следствием примера и прямого убеждения старших.
П. проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют
направленность поведения в каждой конкретной ситуации. П. человека представляют собой
динамическую иерархию, ведущее положение в которой занимает то одна, то др. П., в зависимости от
реализации одних и актуализации других П. При этом выбор мотива определяется не только
доминирующей в данной ситуации п., но и др., сравнительно менее насущными. Субъективно П.
переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений,
а успешность их
реализации — в форме оценочных эмоций;
сами П. при этом могут не осознаваться. Актуальные П.
организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию
релевантной им информации. (Д. А. Леонтьев.)
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ — см. Маслоу А.
ПРАЙМИНГ (англ.
priming)
— процесс актуализации установки (аттитюда).
В рос.
литературе термин «П.» иногда трактуется как син. термина «фиксирование (фиксация) установки» (по
Д. Н. Узнадзе). Однако судя по экспериментальной ситуации изучения П., точнее было бы считать, что
П. — процесс активации и актуализации уже существовавшей установки, которая может привести к
искаженной интерпретации воспринимаемой ситуации. С этой т. зр., П. можно представить как аналог
ситуации испытания условного рефлекса, в которой условный раздражитель (прайм) создает ожидание и
готовность воспринимать некоторое след. событие, но реальное событие может оказаться как
соответствующим, так и несоответствующим ожидаемому. (Б. М.)
Hosted by uCoz