Navigation bar
  Print document Start Previous page
 371 of 640 
Next page End  

ПРАКСИС (от греч. praxis
действие) — собирательное понятие для произвольных
целенаправленных двигательных действий человека (син. праксия). П. может нарушаться при
различных поражениях головного мозга (см. Апраксия).
Добавление: Термин и понятие «П.» (или «праксия») нередко используется в психологической,
психиатрической и неврологической литературе в составе понятийной триады: «гнозис» (или «гнозия»),
«П.» и «речь».
Существует также своего рода антиподная триада: «агнозия», «апраксия» и «афазия».
Часто встречающееся определение П. как предметных действий является очень туманным. Особо
отметим 2 типа П.: позный и оральный (произвольные движения языка, губ, нижней челюсти, ср.
Эдофазия). (Б. М.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА — см. Задача, Мышление практическое.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — в РФ специалист в области
детской практической психологии, который работает в конкретном образовательном учреждении
(детском саду, школе, детском доме, интернате, ПТУ и др.), является полноправным членом его
педагогического коллектива, имеет двойное подчинение: по административной линии — руководителю
учреждения, по профессиональной — научно-методическому центру (психологическому).
Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности П. п. с. о.: 1)
реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития, характерных для каждого возраста
(сензитивность того или иного возрастного периода, «зона ближайшего развития» и пр.); 2) развитие
индивидуальных особенностей детей (интересов, способностей, склонностей,
жизненных планов и
пр.); 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который
определяется прежде всего организацией продуктивного общения уч-ся с взрослыми и сверстниками.
Иными словами, П. п. с. о. оказывает администрации, учителям, ученикам, родителям
квалифицированную помощь в создании условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие
каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и
индивидуальных возможностей детей и требует в дальнейшем проведения коррекционной или
специальной развивающей работы.
Эффективность деятельности П. п. с. о. определяется уровнем его профессиональной подготовки
(хорошее знание общей, возрастной, социальной психологии; высокий уровень владения
разнообразными психологическими методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции,
специальной работы по развитию). Кроме того, П. п. с. о. должен быть знаком с психологическим
консультированием и готов заниматься психологическим просвещением учителей, уч-ся и родителей.
См. Психологическая педагогика, Психологическая служба системы образования. (И. В. Дубровина.)
Добавление ред.: Немаловажное значение для успеха деятельности П. п. с. о. имеют такие
личностные качества, как креативность, гибкость (недогматичность), коммуникабельность, физическая
и психическая выносливость, чуткость и т. д., однако статусные и материальные условия тоже играют
не последнюю роль.
ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ см. Мышление практическое.
ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. prelogical thinking)
термин, введенный фр.
антропологом Л. Леви-Брюлем,
отстаивавшим мысль о существовании у представителей
доцивилизованных обществ дологического мышления, отличного от мышления (логического)
современных людей. П. м. характеризует не все стороны мышления, а только ту его часть, которая
связана с областью коллективных представлений (религиозных обрядов и пр.). В практической же
жизни люди доцивилизованных обществ поступали вполне логично.
Отсутствие логики, связанное с соблюдением разного рода обрядов, Леви-Брюль пытался
обосновать, опираясь на введенное им понятие партиципации.
Согласно последней, один и тот же
предмет может выступать в совершенно разных формах связей. Напр., индейцы племени бороро
считали себя не только людьми, но и одновременно принадлежащими к семейству красных попугаев.
Такие взаимоисключающие суждения, как считают, невозможны у людей с понятийным мышлением.
Очевидно, что такие доводы не могут свидетельствовать в пользу существования П. м.: 1) доказано, что
феномен партиципации не является только привилегией представителей доцивилизованных обществ; 2)
о возможности существования большого количества связей свидетельствуют также данные
символической логики. Изучение способности представителей архаичной культуры к объединению
единичных предметов в класс показало, что в далеком прошлом среди некоторых этнических
общностей господствовали особые разновидности связей, построенных на значимых
(праксеологических) признаках, отличных от связей по существенным признакам. Значимые связи в
прошлом играли большую роль и составляли основу человеческой логики и мысленного
Hosted by uCoz