Navigation bar
  Print document Start Previous page
 375 of 640 
Next page End  

лежащим вне его, то с возникновением П. мотивом становится само действие, возникает потребность в
его выполнении.
П. формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения,
когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера.
При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия
физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном
«приятного удовольствия». Образование многих П. начинается в раннем детстве, причем большую роль
играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие П. сформируются
у ребенка.
П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения
человека. Следует различать П. полезные (П. к труду, П. помогать товарищам, гулять перед сном и др.)
и вредные (несдержанность, П. перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные
П. облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в
общественной и личной жизни, отрицат. — дезорганизуют поведение. Формирование полезных П. и
борьба с вредными — важнейшие задачи воспитания.
ПРИВЯЗАННОСТЬ (англ. attachment)
термин, используемый в детской психологии для
обозначения формирующейся (обычно во 2-м полугодии) у младенцев избирательной П. к одному или
нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим). Эта П. выражается в любви
и доверии к объектам П., а также в негативных эмоциональных реакциях на разлуку (сепарацию) с ними
(см. Анаклитическая депрессия).
Некоторые психологи категорически утверждают, что без
формирования П. нормальное психическое развитие невозможно; данные лонгитюдных исследований
показывают лишь то, что сила П. умеренно-позитивно коррелирует с социальной адаптацией и
познавательной активностью в более старших возрастах. (Б. М.)
ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ (англ. reception of information)
совокупность психических
процессов, с помощью которых осуществляется восприятие человеком сигналов внешнего мира.
Принято выделять 4 основных режима работы оператора при П. и.: 1) поиск и обнаружение сигналов
(выделение сигналов из шума), 2) различение сигналов; 3) идентификация (установление тождества
сигналов); 4) опознание
— соотношение поступающих сигналов с заданной системой эталонов или
признаков с последующим декодированием сигналов. См. Идентификация перцептивная,
Информационный поиск, Опознание.
Проблемы П. и. рассматриваются с учетом оценки предельной пропускной и разрешающей
способности сенсорных и перцептивных систем человека-оператора, а также микроструктурного
анализа сенсорно-перцептивных процессов, реализующих П. и. В 1-м случае определяются г. о.
предельные, пороговые параметры сенсорно-перцептивных систем человека-оператора и временные
характеристики П. и. Здесь оцениваются, напр., максимальная пропускная способность человека при П.
и., пороги П. и. при решении разных задач, общая эффективность работы и т. д. Во 2-м случае П. и.
связан с психологическим анализом и попытками построения моделей сенсорно-перцептивных
процессов.
П. и. в реальной операторской деятельности лежит в основе информационной подготовки
решения.
ПРИЕМЫ ТРУДОВЫЕ (англ. working techniques)
— способы выполнения операций и их
элементов, обеспечивающие решение производственных задач.
Различают продуктивные (рациональные) и непродуктивные П. т. К непродуктивным
относятся ошибочные, повторные, случайные П. т. Продуктивность П. т. зависит от направленности
внимания, темпа, координированности, синхронности, последовательности и направления движений,
распределения усилий между работающими руками в разные моменты трудового процесса, от
количества движений, их амплитуды и т. д. Напр., снять металл с заготовки можно 2-3 проходами
фрезы (рациональный П. т.) или 5-10 проходами (нерациональный П. т.).
Опытного рабочего отличает многогранность П. т. и гибкость их применения. Изменение П. т.
происходит не изолированно, оно связано с перестройкой всех компонентов трудовой деятельности.
Напр., скоростное точение предполагает не только выбор соответствующих П. т., обеспечивающих
выполнение действий в заданном темпе, но и перестройку самоконтроля, обдумывание предстоящих
действий, наладку станка и т. д. Производственное обучение, основанное на понимании деятельности
как системы входящих в нее компонентов, предполагает не столько отработку отдельных движений и П.
т., сколько формирование соответствующего вида деятельности.
ПРИЗВАНИЕ (англ. vocation) см. Склонность.
Hosted by uCoz