Navigation bar
  Print document Start Previous page
 376 of 640 
Next page End  

ПРИЗНАК (англ. feature) все то, что выражает природу объектов (явлений), их сходство или
различия. По П. объекты и явления опознаются, обозначаются и описываются. Каждый объект и каждое
явление обладают множеством П., среди которых выделяются простые, сложные, комплексные,
целостные. Один и тот же П. может выступать как общий, присущий нескольким объектам или
явлениям, и как отличительный, характерный только для одного из них. По своему значению все П.
делятся на существенные и несущественные. Существенный П. при всех условиях принадлежит объекту
и является необходимым для его существования, выражает его коренную природу, тем самым отличая
от др. объектов, др. видов и родов. Выделение существенных П. — основа формирования понятий.
Наличие или отсутствие несущественного признака никак не влияет на существование объекта.
П. различаются не только по содержанию, но и способу их выделения и использования в
процессах познания и формирования образа. К наиболее простым (элементарным) относятся отдельные
сенсорные П., которым соответствует система общественно фиксированных сенсорных эталонов. Они
оказывают организующее и регулирующее влияние на формирование перцептивного образа. Более
сложными (составными, комплексными, интегральными) являются перцептивные П., на основе
которых осуществляется идентификация и опознание (категоризация) объектов и выбирается способ
действий с ними. Посредством эмпирического мышления эти П. классифицируются и по ним
формально определяется вид или род объектов. С сенсорных и перцептивных П. начинается и на их
основе осуществляется обобщение воспринятой информации и выделение свойств объектов или
явлений в процессе познания и отражения их сущности. См. Опознавательные признаки, Подетальный
анализ. (В. М. Гордон.)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (англ. knowledge application) процесс использования полученной
информации в различных видах деятельности человека (игровой, учебной, трудовой). П. з. —
составная часть процесса организованного усвоения знаний,
руководимого педагогом (учителем,
инструктором). Оно также имеет место в самостоятельной деятельности человека (ребенка или
взрослого). Для успешного П. з. помимо их усвоения требуется выработка интеллектуальных умений,
содержащих в своей основе особые, «оперативные» знания правил, по которым надо действовать. П. з.
предполагает не только использование этих знаний в готовом виде, но и их самостоятельное
пополнение в соответствии с условиями задач, не решавшихся ранее в процессе обучения (см. также
Самообразование).
Поэтому для формирования умений применять знания нужно систематически
ставить уч-ся в условия решения проблемной ситуации (см. Проблемное обучение). Создание постоянно
действующей установки на поиски разрешения проблемной ситуации предполагает наличие не только
интеллектуальной, но и мотивационной готовности к творческому использованию знаний.
П. з. может осуществляться при решении задач как в пределах одного учебного предмета, так и
при переходе от одного учебного предмета к др., а также в различных видах практической (трудовой)
деятельности. Содержание и характер П. з. в пределах одного учебного предмета определяются рядом
факторов: 1) формой (прямой или косвенной) в которой выражено требование использовать
определенные знания; 2) самостоятельным выбором знаний, необходимых для решения задачи; 3)
анализом содержащихся в задаче данных (явных или скрытых), побуждающих к использованию знаний,
и т. п.
Основная умственная операция, лежащая в основе П. з., — это узнавание ранее усвоенного
материала в новых учебных ситуациях, применение абстрактного знания, правила, принципа, закона к
конкретным условиям. Это узнавание не всегда осуществляется легко. Нередко задачи с абстрактным
содержанием решаются легче, чем те, которые требуют самостоятельного отвлечения от конкретных
данных, маскирующих содержащийся в них общий принцип решения.
В условиях работы общеобразовательной школы обучение разным формам П. з. приобретает
большое значение в связи с тем, что перед школой общество ставит задачу развития мышления уч-ся. П.
з. может осуществляться как в словесной (понятийной), так и в образной форме. Напр., при
использовании в процессе трудового обучения в целях создания новых деталей (заготовок, рабочих
приборов и т. п.) требуется не только узнавать в них определенные геометрические фигуры, но и
мысленно видоизменять их конфигурацию или представлять пространственные соотношения не только
в статике, но и в динамике — в процессе их изменения.
Изучение П. з. в процессе развития мышления уч-ся способствует сближению ранее
разобщенных разделов психологии: психологии мышления и психологии учения.
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ (англ. principle of sensory corrections)
использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике
кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение.
Hosted by uCoz