Navigation bar
  Print document Start Previous page
 377 of 640 
Next page End  

При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде
целостных синтезов, специфических для каждого уровня построения движений. Сенсорные сигналы с
периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л.
его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в
сервомеханизме моторики.
Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило,
многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним
наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом
при решении двигательной задачи,
откладывается в образе движения, на основе которого
отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего — плавность, точность,
стабильность. П. с. к. сформулирован Н. А. Бернштейном. (А. И. Назаров.)
ПРИНЦИП СПЕЦИФИЧЕСКОГО КОДИРОВАНИЯ (англ. encoding specificity principle)
принцип, утверждающий, что признак, по которому
происходит извлечение (воспроизведение)
информации из памяти, эффективен только в том случае, если он присутствовал и был закодирован при
заучивании (запоминании) материала (E. Tulving). (А. И. Назаров.)
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ (англ. decision making)
в психологии традиционно рассматривается
как этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия. Продуктивный процесс П. р.
включает в себя появление новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Исследование волевых
актов связано в отечественной психологии с именами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца,
Д. Н. Узнадзе.
Согласно формальной (математической) теории П. р., П. р. называется любой акт выбора из
данного количества альтернатив по имеющемуся критерию. Однако психологическая реальность П. р.
может не совпадать со схемами формальной теории, что выражается в забывании или игнорировании
альтернатив или их последствий, в недооценке или переоценке объективных вероятностей, в изменении
решений в условиях групповой деятельности, в детерминистской интерпретации задач с риском,
во
включении в представление о задаче лишь той информации, которая задана непосредственно, в
«самоподтверждении гипотез», в игнорировании информации об их априорных вероятностях, в
связывании полезности с доступностью альтернатив и с характером того множества вариантов, в
которое они включены. Это обстоятельство требует различать психологические представления о П. р. и
формальные схемы П. р. (В. М. Гордон.)
ПРИПОМИНАНИЕ (англ. retrieval)
произвольное воспроизведение материала, связанное с
постановкой специальной репродуктивной задачи и с употреблением определенных приемов, с
помощью которых она достигается. П. — сложное репродуктивное действие, требующее от человека не
только усилий, но и специальных умений.
П. избирательно, оно определяется содержанием
репродуктивной задачи. Наиболее продуктивными приемами П. являются составление плана
воспроизводимого материала и намеренное вызывание таких ассоциаций,
которые косвенным путем
могут привести к П. необходимого материала. Однако длительное и активное сосредоточение на
ассоциациях,
не приводящее к успеху, может вызвать отрицат. индукцию нервных процессов и
затормозить то, что необходимо для воспроизведения. (Т. П. Зинченко.)
ПРИТЯЗАНИЯ ДЕТСКИЕ (англ. child aspirations).
В процессе общения со взрослыми у
ребенка уже в раннем возрасте развиваются П. д. на признание со стороны взрослого. Пока ребенок
мал, эта потребность выражается открыто. Ребенок непосредственно взывает ко взрослому: «Смотри,
как я делаю!», «Смотри, как я ем!» При этом малыш ожидает выражения восхищения тем, как он что-то
делает. Взрослый, как правило, не обманывает его ожиданий. Воспитание ребенка основано
преимущественно на формировании у него притязаний в признании: «Ты молодец», «Ты хорошо это
делаешь». Так в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и,
чтобы быть признанным взрослым, он стремится выполнить эти требования. П. д. на признание
становятся потребностью, определяющей успешность развития ребенка.
В развернутой форме П. д. на признание начинают появляться в раннем возрасте, когда ребенок
становится способным усваивать элементарный набор социальных норм.
Эти нормы запоминаются,
усваиваются и становятся руководством к действию во многих ситуациях обыденной жизни: ребенок
начинает выполнять правила пользования предметами, усваивает некоторые нормы взаимоотношений
со взрослыми.
Возникнув в процессе общения со взрослыми, П. д. на признание в дошкольном возрасте
переносятся и на отношения со сверстниками. В игре дети притязают на значимую для них роль.
Главным мерилом, определяющим положение ребенка в начальной школе, становятся успеваемость,
оценки. Потребность в признании в учебной деятельности м.
б. удовлетворена исключительно в
Hosted by uCoz