Navigation bar
  Print document Start Previous page
 384 of 640 
Next page End  

беседы клиента с психологом.
Формы П. к.: 1) справочная (профинформация) — сообщение сведений об имеющемся спросе на
рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные
учебные заведения; особенностях отдельных профессий (содержание и условия труда, требования,
предъявляемые к работнику, области применения профессии, возможности дальнейшего повышения
квалификации и продвижения, условий оплаты и пр.); 2) простейшая в школе — практические советы
взрослых, хорошо знающих ученика (напр., учителей, родителей), особенно когда он не может сделать
самостоятельного выбора или делает его в явном противоречии с личными данными и экономической
ситуацией; 3) определение профессиональной пригодности консультируемого на основе его
психологического изучения. Эта форма П. к. наиболее ответственна и может проводиться только
специалистами.
П. к. основывается на след. принципах: 1) добровольность участия клиента в П. к.; 2) активность
его в принятии решения; 3) конфиденциальность диагностической информации; 4) многовариантность
выбора.
Психологическая П. к. проводится в несколько этапов и включает в себя: предварительную
беседу, психологическую диагностику способностей и склонностей, коррекцию представлений клиента
о себе и мире профессий, выработку плана жизненного пути и определения профессионального выбора,
«обратную связь» о результатах П. к. В РФ разработаны системы профориентационных тестов и
опросников (Е. А. Климов), профориентационных игр, компьютерных профконсультационных систем.
Во многих государствах система профориентации молодежи включает в себя психологическую П. к. (В.
Н. Дружинин.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation)
система
мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. П. о. способствует выбору профессии в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями,
а также возможностями, которые
предоставляет человеку общество. П. о. включает в себя: 1) профессиональное просвещение —
обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях
профессиональной карьеры; 2) профессиональное воспитание — формирование у молодежи
трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; 3)
профессиональное консультирование уч-ся и родителей по вопросам выбора профессии,
трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; 4) профессиональное
развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и
профессиональную переподготовку.
Для проведения П. о. нужно располагать социально-экономическими характеристиками
профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень
доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а
также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими
характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач;
медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и
противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный
документ такого рода называется профессиограммой.
Он включает в себя психограмму — портрет
идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых
свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа
профессиональной деятельности. (В. Д. Шадриков.)
В РФ в системе Министерства труда существует служба П. о. Работают и региональные центры
П. о. молодежи. (В. Н. Дружинин.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ (англ. vocational adjustment)
— совокупность
психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для
достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков,
общественно приемлемой
эффективности труда; в понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в
процессе самого труда и при оценке его результатов.
П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. В ходе
длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических
условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы
человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность;
складывается
социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями,
характером,
особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т. п. Нередко профессия
Hosted by uCoz