Navigation bar
  Print document Start Previous page
 385 of 640 
Next page End  

накладывает свой отпечаток на внешний облик (габитус) человека.
Время, необходимое для формирования П. п., зависит, при прочих равных условиях, от
природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной
подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных уровнях мастерства каждый
из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П. п. человека. Это означает, что
формирование П. п. — всегда индивидуальный процесс, при организации которого можно создать
условия для достижения лицами, вступающими на трудовой путь, более или менее разного уровня
профессиональной подготовки и положительной профессиональной мотивации. Этого нельзя сказать
относительно природных данных человека. Учитывая то, что на протяжении многих тысячелетий
человек как биологическое существо остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно
меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно
универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма
широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны, поэтому процесс овладения
профессией и сама трудовая деятельность сохраняет в большей или меньшей степени черты
индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки
овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной
подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при определенных
природных данных.
При изучении П. п. необходимо исходить из психологических, психофизиологических,
собственно мед., антропологических и др. критериев. Для установления достигнутого в каждый данный
момент уровня сформированности П. п. используется разнообразный арсенал методических средств:
тесты,
диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты
достижений),
тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных
психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных
ориентаций и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства м. б.
результатом сочетания не одинаковых по своей функциональной природе и по психологической
модальности индивидуальных особенностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (англ. vocational selection)
специализированная
процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью,
достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей
в типовых и специфически затрудненных условиях. В П. о. выделяются 4 стороны, или компонента:
мед., физиологический, педагогический и психологический. Т. о., по своей сути и критериям П. о.
является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и
психолого-педагогическим.
Сущностью психологического компонента П. о., равно как и его теоретической основой,
являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «П. о.»
и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно
рассматривать как процесс и как систему. Основные этапы процесса психологического отбора:
извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;
формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка
предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о
фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система
психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс
социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную
процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и
составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности
деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.
Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих
диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику
ведущих и наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и
функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического порядка,
характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии,
личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-
структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет
повысить степень вероятности и надежности прогнозов.
Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического
Hosted by uCoz