Navigation bar
  Print document Start Previous page
 387 of 640 
Next page End  

пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое
(элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе
этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных
характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув
в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь,
становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др.
характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений).
Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности
определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих
двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец,
в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося
образа реальности (см. Отражение чувственное).
Поиск и опробование будущих действий человек
осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное),
которые строятся на основе речевого
общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства,
мышление.
Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и
опробованных действий, соответствующих определенным условиям.
Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает
представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего
человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического
развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи»
языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых
общественной практикой.
В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически
сформировавшимися общественными потребностями и способностями,
необходимыми ему для
включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение).
На начальном этапе психического
развития (в младенческом возрасте)
ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и
определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст)
связан с
овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить
общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая
деятельность, Деятельность детская).
При этом у ребенка формируются способности к
универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и
способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками
(возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у
ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению
различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к
таким формам культуры,
как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот
период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков
трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону,
сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется
на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность
индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».
П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского,
своеобразным функциональным
органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних
эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого
функционального органа — н. с. и мозг.
Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности
составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни
по способу происхождения суть рефлексы».
Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной
деятельности,
в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М.
Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.
По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических
механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы.
В
работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет
физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения
и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы,
ввел представление о
механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего
Hosted by uCoz